К статье БУТАН
Жители Бутана, основную долю которых составляет народ бхотия (или друкпа), в этническом отношении близки к тибетцам. Официальный язык дзонг-кэ (в переводе "язык крепостей"), или бхотия, считается одним из диалектов тибетского языка. Во многих периферических и восточных районах распространен другой диалект - бумтанг. Носители обоих диалектов сильно отличаются по своим обычаям, поэтому нередко говорят, что основное население Бутана состоит из двух народностей. Дзонг-кэ и бумтанг не имеют установленных письменных норм. В правительственных и религиозных кругах для письма с давних пор широко использовался тибетский язык. В последние десятилетия возросла роль английского языка, который преподают во многих школах.
Большинство бутанцев исповедуют буддизм ламаистского толка, который был принесен в страну в 9 в. королем Сингху. Доля монахов-лам в составе населения в Бутане гораздо выше, чем в любой другой буддийской стране. Ламы ведут уединенный образ жизни в монастырях и небольших молельнях.
Среднегодовые темпы демографического роста Бутана в 1990-х годах оценивались в 2,9%. Продолжительность жизни для женщин 52 года, для мужчин - 49 лет. Младенческая смертность очень высокая. Вода, отвечающая санитарным нормам, доступна примерно 64% населения. Лишь ок. 6% всего населения - горожане. Уровень грамотности 42% (1997).
Уроженцы Непала (прежде всего гурунг, раи и лимбу) начали прибывать в юго-западные районы Бутана примерно с 1910, широко расселились там и в настоящее время составляют 25-35% населения страны. Ассимиляции этнических непальцев, придерживающихся индуизма, бутанцами тибетского происхождения практически не происходит. После 1985 из страны были высланы тысячи выходцев из Непала, которые протестовали против дискриминационной политики властей.
Большинство поселений Бутана - небольшие деревни из 4-5 подворий, рассеянные по межгорным долинам. Участки обрабатываемых земель по размерам невелики и расположены ниже поселений. В Больших Гималаях и верхнем поясе Малых Гималаев встречаются более крупные деревни, насчитывающие по 15-20 дворов. В этих районах из-за ограниченности земель, подходящих под застройку и посевы, и необходимости защиты от лавин, селей и оползней часто формируются более крупные поселения вокруг монастырей и крепостей (дзонгов). Таково происхождение всех городов Бутана, включая столицу Тхимпху (оценки численности населения от 27 до 40 тыс. человек в середине 1990-х годов). До 1964 столицей Бутана была Пунакха, тоже возникшая вокруг крепости. Долгое время Тхимпху выполняла роль летней резиденции короля, а Пунакха - зимней. Другие значительные города-крепости Бутана - Паро, Пхунчхолинг, Вангдупотранг, Тонгса, Ташиганг. Полагают, что сохранившиеся крепости были построены в 16 в.
Зажиточная прослойка населения Бутана относительно невелика и включает королевское окружение, чиновников и высшее духовенство. Крестьяне подразделяются на землевладельцев (треба) и безземельных арендаторов (траба). Имущество наследует старший сын, а младшим сыновьям приходится идти в монахи или поступать в услужение в королевские крепости и монастыри.
Особую категорию населения составляют кочевники-скотоводы (дрокпа), живущие в высокогорьях и совершающие со своими стадами сезонные миграции на расстояния до 150 км.