К статье БРАЗИЛИЯ: ОБЩЕСТВО
В Бразилии широко распространены афро-бразильские верования, известные как кандомбле в штате Баия, макумба в Рио-де-Жанейро и шанго на севере. Это наследие, оставленное африканскими невольниками - суданцами, йоруба и банту. Невозможно определить, сколько лиц придерживаются этих верований, поскольку номинально большинство из них - католики. Отличительная черта этих культов - синкретизм, при котором боги африканцев (преимущественно йоруба), т.н. ориша, соседствуют и отождествляются с католическими святыми. Шанго, бог-громовержец, отождествлялся со св. Иеронимом и св. Барбарой; Огун, бог войны и железа, - со св. Антонием и св. Георгием; Йеманжа, богиня моря, - с Пресвятой Девой Марией; Ошун, главная жена Шанго и богиня пресной воды, - с Девой Непорочного Зачатия и Девой Света; Ошосси, богиня охоты, - со св. Георгием; Омолу, божество Земли, - со св. Бенедиктом; Ибежи, покровитель близнецов, - со святыми близнецами Козьмой и Дамианом; и Эшу - с Сатаной. Было и много других отождествлений, которые варьировали в разных штатах.
Культовые обряды совершаются в специальных домах (terreiros), а жрецов и жриц, выполняющих эти обряды, называют отцом и матерью богов (pai de santo, me de santo). Обычно сами они живут в отдельном помещении такого дома и следят за алтарным помещением (pegi), где находятся идолы, символизирующие богов, которым регулярно преподносят еду и напитки.
Празднования в честь богов устраиваются в определенные дни года. Участников этих церемоний называют дочерьми и сыновьями богов (filhas de santo, filhos de santo), и за каждым из них "закреплен" один или два бога, которым они должны приносить жертвы по праздникам. В пределах одного terreiro у каждого божества может быть несколько таких "детей", и все они должны участвовать в церемониях в его честь. У каждого идола есть свои любимые цвета, украшения, одежда и еда, и его "дети" по праздникам тоже носят соответствующую одежду.
Сама праздничная церемония весьма замысловата. Сначала ее участники обращаются к Сатане с просьбой оставить их в покое. Затем на барабанах и тамбуринах отбивается специальный для каждого праздника ритм. Все собравшиеся танцуют по кругу и исполняют в честь божества песню. По мере ускорения темпа танцующие движутся все быстрее. Так продолжается несколько часов, и во время пляски то один, то другой участник, одержимый галлюцинациями, впадает в транс. Приверженцы культа верят, что в таких людей вселяется божество. Музыка постепенно затихает, и впавшего в транс уносят в помещение, где он приходит в себя.