Значение БОЛИВИЯ: КУЛЬТУРА - Б. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ в Словаре Кольера

БОЛИВИЯ: КУЛЬТУРА - Б. АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ

К статье БОЛИВИЯ: КУЛЬТУРА

Индейцы Боливии имели древние и развитые традиции зодчества, с наибольшей полнотой воплотившиеся в памятниках культуры Тиауанако. Этот религиозный центр, расположенный вблизи оз. Титикака, включает в себя холм-пирамиду Акапана и храмовый комплекс Каласасая - "Ворота Солнца", "Дворец саркофагов" и другие сооружения. Традиции индейского зодчества сказались в колониальной архитектуре: ее своеобразная черта состоит в особой монументальности и строгости зданий, в том числе барочных церквей. В декоре ряда церквей обнаруживаются индейские орнаментальные мотивы.

Родоначальником боливийской живописи был итальянский монах-иезуит, представитель маньеризма Бернардо Битти (1548-1610). Во второй половине 17 в. происходит расцвет живописной школы Потоси, в которой с особой отчетливостью проявился т.н. метисский стиль, своеобразное сочетание европейских и местных традиций. Наивысшего воплощения этот стиль достиг в творчестве боливийского художника Мельчора Переса де Ольгина (1665-1724). В конце 19 - начале 20 вв., после векового засилья подражательного неоклассицизма и академизма, в Боливии формируется новая национальная традиция живописи. Хуан Гарсия Меса (1851-1905) обратился к изображению народного быта; Сесилио Гусман де Рохас (1900-1950) впервые поднял тему индейцев, став основателем индихенизма в национальной живописи. Будучи директором Академии художеств в Ла-Пасе, он выпестовал целую плеяду боливийских художников, определивших развитие национальной живописи 20 в. С 1950-х годов в искусстве Боливии соперничали две тенденции. Фигуративную живопись социальной тематики, в том числе связанную с открытиями мексиканского мурализма, представлял М.Аландиа Пантоха (р. 1914) и авторы настенных росписей Роберто Бердесио (р. 1910), В.Солон Ромеро (р. 1925) и Мелькиадес Эхидо (р. 1925). Тенденция абстрактной живописи воплотилась в творчестве Марии Луисы Пачеко (р. 1919), Армандо Пачеко (р. 1910), Энрике Арналя (р. 1932) и др. Из скульпторов наиболее известна использующая традиции индейской пластики Марина Нуньес дель Прадо (р. 1910)

Кольер. Словарь Кольера.