Значение слова ЖИВОПИСЬ в Большом российском энциклопедическом словаре

ЖИВОПИСЬ

Ж́ИВОПИСЬ, вид изобр. иск-ва, произв. к-рого создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. поверхность. Идейный замысел произв. Ж. конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета ( колорита ). Используются монохромная Ж. (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окраш. предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валёры образуют тончайшие градации тона; на непосредств. изучении натуры основано воспроизведение естеств. освещения и возд. среды ( пленэр ). Выразительность Ж. определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объёма и пространства связана с линейной и возд. перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространств, качеств тёплых и холодных цветов. Ж. может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалёвок и лессировки. Жанры Ж.: ист., бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декор. Ж. (стенные росписи, плафоны, панно), станковая Ж. (картина), декорац. Ж. (театральные и кинодекорации), декор. роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Осн. техн. разновидности - масляная Ж., Ж. вод. красками по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая Ж., восковая Ж., эмаль, Ж. керамич., силикатными, синтетич. красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто служат для исполнения живописных произв.

Большой российский энциклопедический словарь.