(1817-1860), русский философ, публицист, поэт. Сын писателя С.Т.Аксакова, брат И.С.Аксакова. Родился 29 марта 1817 в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Окончил Московский университет (1835). В студенческие годы - участник кружка Н.В.Станкевича и, как и другие его участники (в частности, В.Г.Белинский), испытал влияние философии Гегеля. Это влияние еще заметно в его магистерской диссертации Ломоносов в истории русской литературы и русского языка (1846), несмотря на славянофильскую направленность работы. В конце 1830-х годов Аксаков сблизился с А.С.Хомяковым и И.В.Киреевским. После окончания университета сотрудничал в "Москве" и "Московском наблюдателе". Основной вклад Аксакова в славянофильское учение - его общественно-политическая теория и система эстетических взглядов. Свои общественно-исторические воззрения он уже вполне определенно сформулировал в 1848 в статье Голос из Москвы, написанной под впечатлением революционных событий в Европе. Осуждая революцию и признавая ее "совершенную чуждость" России, Аксаков видел в европейских бурях следствие своего рода политизации общественной жизни Запада, "обоготворения правительства", концентрации общественных интересов и внимания преимущественно на сфере политики и власти. Православная же Россия, доказывал Аксаков, никогда не обоготворяла правительство и даже смотрела на политическую власть как на "дело второстепенное". Политические и государственные отношения вообще, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, так как в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат всецело в области духовно-религиозной. Этой "негосударственности" народа может гармонично соответствовать только одна форма власти - православная самодержавная монархия. Соответствующие идеи Аксаков развивал в адресованной Александру II записке О внутреннем состоянии России (1855). Отстаивая идеал монархической государственности, Аксаков в то же время резко критиковал общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал о "внутренних язвах" российской жизни - крепостном праве и коррупции чиновников, осуждал "иго государства над землею", начало которому было положено, по его мнению, при Петре I.
Обосновывая свое понимание своеобразия русской истории, Аксаков обращался к исследованию литературно-исторических памятников, национального фольклора, высказывал идею об отсутствии у древних славян развитого родового строя и решающей роли в их жизни семейно-общинных отношений, писал о преимущественно мирном развитии русской государственности, критиковал петровские реформы как прервавшие органическое развитие русского общества и нарушившие вековую традицию взаимоотношений земли (народа) и власти (государства). Ставшая важным элементом славянофильского учения концепция "земли" и "государства" играла существенную роль в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, "путь внутренней правды" (христианско-нравственное устройство общественной жизни, воплощенное исторически в крестьянской общине) - "внешней правде" (политическо-правовая организация общества западного типа). Аксаков был активным сторонником отмены крепостного права и стремился вывести необходимость реформы из общих принципов своей теории. Так, с концепцией "негосударственности" связана его идея неотъемлемых, суверенных народных прав (слова, мнения, печати), которые он считал правами неполитическими и соответственно не подлежащими юрисдикции государства: "Государству - неограниченное право действия и закона, земле - полное право мнения и слова". В будущем гражданском устройстве России, считал Аксаков, формой сотрудничества государства и народа должны стать земские соборы, на которых будут представлены все сословия. В то же время возможность конституционных ограничений самодержавия им решительно отвергалась: конституция - "осуществленная ложь и лицемерие", республика - "самая вредная правительственная форма". Существенная часть творческого наследия Аксакова посвящена русской литературе. Отвергая в равной мере и концепцию "чистого искусства", и "натурализм" (натуральную школу), он признавал "народность" основным критерием оценки художественного творчества. Аксаков надеялся, что современная литература, пришедшая на смену традиционному народному творчеству, в конце концов уступит место новому "синтетическому" искусству. В знаменитой гоголевской поэме он увидел прообраз такого искусства, настаивая на том, что "эпическое содержание равно пронизывает и Мертвые души, и древние поэмы Гомера.
Умер Аксаков на о.Занте (Греция) 7 (19) декабря 1860.