Посты
Пост - т. е. запрет на определенный срок всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса, рыбы и молочных продуктов) предписывался еще Ветхим заветом. Корни этого обычая уходят в глубокую древность, когда недостаток в пище требовал от людей ограничения в еде, что и приобрело форму узаконенных обычаями запретов - табу. Затем с добыванием пищи стало полегче, и накопленный опыт показал, что поститься время от времени, давая организму отдохнуть, освободиться от шлаков, просто полезно. Люди воздерживались от пищи по самым различным поводам: от самых прозаических (желания похудеть) до отказа от пищи по идейным соображениям - политические голодовки; широко распространены посты (диеты) в медицине.
В христианстве посты - современники самого учения. Самые длительные посты - в православии; в католицизме многодневных постов нет; а протестанты (кроме англиканской церкви) обязательных постов не знают. В исламе главный пост - Ураза, во время которого весь месяц рамазан от восхода до захода солнца запрещены еда, питье, курение и т. д. В иудаизме имеются общественные посты, установленные в знак траура, в дни покаяния и в память различных событий из истории народа.
В христианстве пост обосновывается учением о преобладании духа над плотью и означает как бы участие в постном опыте Христа, который после сорокадневного поста в пустыне ответил искушавшему его дьяволу: "... Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих". Пост, по христианскому учению, - это не просто отказ от какой-либо пищи, но и удаление от зла, воздержание от дурных поступков и помыслов.
Святой Василий Великий в беседах о посте сказал: "Примите пост, бедные: он разделит с вами обитель и трапезу. Примите его, богатые: он уврачует вас от вреда, причиняемого пресыщением. Примите его, больные: это матерь здоровья. Примите его, здоровые: это охранитель вашей телесной крепости".
Однако к назначению поста Церковь подходит сугубо индивидуально. Беременным, кормящим матерям, при ослаблении здоровья или болезни пост соблюдать не следует. Так, например, сказано: "Тело, изможденное подвигами или болезнями,... должно подкреплять умеренным сном, пищею и питьем, не наблюдая даже и времени... ". Это правило связано с представлением о посте как о наказании тела, но тела здорового. Болезнь же есть гораздо более тяжкое телу наказание и вменяется вместо поста. Человек болезнью освобождается от труда поститься. Кроме того, Церковь признает, что поскольку потребность в пище есть первая необходимость, ничто не может совершенно истребить в людях чревоугодие. Поэтому истинный пост распространяется не только на пищу и питье, но и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на чувства; во всем этом должна быть мера воздержания. Правильный пост чужд тщеславия и расслабления и не имеет никаких заслуг без поста внутреннего - духовного.