От бога Таммуза до Иисуса Христа.История празднования Рождества Христова
Точная дата рождения Иисуса Христа нигде не упоминается. По Евангелию, 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. (Дату Благовещения установили, отсчитав назад от 25 декабря девять месяцев - 7 апреля/25 марта). Отсюда, видимо, исходит намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем плодоношения. Историческая же наука свидетельствует о том, что именно в этот день - 25 декабря - праздновалось рождение богов во многих дохристианских (языческих) религиях. День этот был праздничным, ибо знаменовал собой один из переломных моментов в природе - день зимнего солнцестояния, солнцеворота, после которого дни начинают прибывать, приближается весна, и солнце - верховное божество у многих, особенно земледельческих народов - как бы рождается заново. Известно, что уже в третьем тысячелетии до н.э. шумеры отмечали день рождения бога Таммуза (у шумеров - бог-пастух, у ряда народов Передней Азии - бог плодородия), а жрецы-астрономы в древней Индии рождение бога Агни (бог огня, домашнего очага и жертвенного костра) соединили с солнцестоянием. Эллины 20 декабря справляли Дионисии в честь бога Диониса (Бахус, Вакх) - бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия.
В Дельфах 20 декабря жрецы приносили в жертву животных, кровь которых должна была оплодотворяюще воздействовать на природу. Римляне задолго до христианства отмечали Сатурналии - праздник Сатурна, одного из древнейших римских богов. Сатурналии напоминали о Saturnia regna - власти Сатурна, Золотом веке, когда правил Сатурн, когда не было классов и частной собственности. Во время Сатурналий господа и слуги менялись своими обязанностями, воцарялось безудержное веселье карнавального типа, люди обменивались подарками, избирали шуточного царя Сатурналий и т. д.; праздник длился с 17 по 24 декабря. Некоторые из обрядов Сатурналий потом перешли в христианство, а в Италии, например, до сих пор непременная принадлежность ужина в Сочельник - большеголовые угри, которые были ритуальной пищей на празднике Сатурналий.
В северных скандинавских странах, где зима по-настоящему сурова, существовал праздник зимней ночи, который начинался в середине октября, сразу же после окончания полевых работ, и длился до 12 января - начала нового года.
В 940 г. король Гакон, принявший христианство, соединил древний праздник с Рождеством Христовым, а у англосаксов Рождеству предшествовала "материнская ночь" в декабре - ночь рождения новых сил в природе.
В Египте праздник Рождества Христова был установлен в III в. и отмечался 6 января. Возможно, выбор этой даты объясняется тем, что именно в день 6 января египтяне приветствовали приход весны. Сам день солнцестояния египтяне встречали пышными мистериями, а между 25 декабря и 6 января проходит 12 дней - священное для многих народов число.
Раннее христианство отмечало 6 января как тройной праздник- Рождество, Богоявление и Крещение, поскольку считалось, что Иисус Христос как бы родился от бога в час своего крещения, а до этого времени оставался простым смертным. Обычай празднования 6 января тройного события к IV в. распространился по всему Востоку. Однако в конце III - начале IV веков в христианстве возникает и побеждает учение, согласно которому, Христос является богом изначально, а не стал им только после крещения. И вскоре западная Церковь устанавливает новую дату празднования - 25 декабря. Перенесение праздника на 25 декабря имело и политическое значение, т. к. в Римской империи в этот день праздновалось рождение бога Митры (в древневосточных (индоиранских) религиях - бог дневного света, чистоты, податель жизни и пр.) - бога "Непобедимого солнца", бога правды и справедливости, бога победителей злых духов, символа силы и мужества (убил быка, считавшегося олицетворением зла). Митраистский культ был широко распространен и имел много общего с христианством. В нем, например, говорилось, что в назначенный срок Митра вновь явится на землю и произведет суд над живыми, дарует бессмертие праведникам, а грешников уничтожит. Митра был очень популярен у бедноты, ибо обещал равенство среди посвященных и сулил блаженную жизнь после смерти.
С конца II в. римские императоры, особенно Аврелий и Диоклетиан, покровительствовали этому культу; был он очень популярен и в римских легионах среди солдат, которые считали его богом, приносящим победу. В святилищах- митреумах совершались особые мистерии с кровавыми жертвоприношениями и доступные только посвященным мужчинам. Этим митраизм не в лучшую сторону отличался от христианства, одним из главных соперников которого он становится во II-IV веках. Празднование 25 декабря Рождества Христова заставляло язычников волей-неволей торжественно отмечать даты рождения своих богов в один день с христианами. Узаконен день празднования Рождества Христова 25 декабря был в 431 г. на Эфесском Соборе.
В восточной Церкви праздник Рождества Христова утвердился лишь после того, как его соединили с праздником Богоявления 6 января в 12-дневный рождественский цикл, и в таком виде - двенадцатидневных святок - Рождество пришло на Русь в Х в. вместе с христианством, где слилось с древнеславянским праздником в честь духов предков.
Но так как Русская Православная Церковь пользуется юлианским календарем, который отстает от григорианского на 13 дней, в России праздник Рождества Христова отмечают 7 января.