Значение ДЕНЬ СВАДЬБЫ в Словаре Обрядов и таинств

ДЕНЬ СВАДЬБЫ

Открылся храм, алтарь блистает;

Возжег светильник Гименей;

С любовью верность соплетает

В неразрушимый узел сей,

Которого сам Бог содетель,

Там истина и добродетель.

Любовь чету соединяет,

Господь союз благословляет.

Я. Княжнин

В день свадьбы, по обычаю, жених до венчания не должен был видеть невесту, но посылал ей шкатулку, в которой, как водится, покоились фата, восковые цветы, венчальные свечи, обручальные кольца - если ими не обменялись при помолвке - духи, булавки и прочие мелочи (в XVI и XVII веках посылали еще и лакомства - изюм да инжир, и розгу, что служило символичным знаком: станет молодая жена прилежно работать - будут ее кормить и лакомить, а пожелает лениться - сечь розгами).

Богатые горожане обычно покупали дорогие шкатулки или даже изделия знаменитой ювелирной фирмы Фаберже, а женихи победнее - деревянные, из папье-маше, или сделанные собственными руками. После принесения шкатулки начиналась подготовка невесты к венцу. Это делала тетка невесты, она же и причесывала (иногда специально приглашался парикмахер). Платье - обычно шелковое из белого шелка, в крайнем случае - любого цвета, кроме черного. Богатые семьи выписывали подвенечное платье из Парижа. Фата (вуаль) - длинная и широкая. Головной убор - венок из цветов померанца и миртовых веток. Обувал невесту "свадебный отрок" - младший брат или другой родственник. Он же подавал ей на свадебном подносе фату и перчатки, провожал до свадебной кареты и нес шлейф. В купеческой среде в обычае было в туфельку класть золотой. У дворян существовал обычай передавать в этот день с глазу на глаз семейный талисман - фамильное украшение или ладанку. Жених военный облачался в парадный мундир, штатский - в черную фрачную пару с белым галстуком и белыми перчатками.

Широкое распространение у горожан имел обряд "о пяти приборах". Он совершался отдельно в доме жениха и в доме невесты. Примерно за час до отъезда к венцу накрывался стол на пять человек: для жениха (невесты), его (ее) матери и отца, а также свахи, шафера (дружки). Родители благословляли иконой жениха (невесту), все обходили вокруг стола, после чего приступали к легкой закуске. Если учесть, что жениху и невесте, по обычаю, за свадебным столом предписывалось воздержание, то становится ясна рациональная бытовая функция этого обряда.

Время венчания назначалось от полудня до 5 часов вечера, если предполагался праздничный обед, и от 7-9 часов вечера, если такового не было.

Для венчания выбирался чаще всего храм в приходе жениха или невесты, но не обязательно. У разных слоев населения были популярны свои церкви. Так, в кругах московской интеллигенции особым почетом пользовались две "исторические" церкви - Симеона Столпника на Поварской (угол нового Арбата), а также церковь Вознесения Господня в Сторожах (Большая Никитская ул., 36), в притворе которой в период ее строительства обвенчался Пушкин с Натальей Гончаровой. Петербургские дворяне стремились венчаться в церкви Зимнего Дворца - месте заключения браков членов императорской фамилии.

В день свадьбы важно было не забыть ни одной мелочи, в противном случае мог произойти конфуз, что считалось дурным предзнаменованием. Пушкин, отправляясь в церковь перед женитьбой, неожиданно обнаружил у себя отсутствие необходимого по обряду фрака и, по воспоминаниям Нащокина, надел его фрак, который в дальнейшем полагал для себя счастливым (по трагическому стечению обстоятельств, именно в этом фраке поэта похоронили).

В мемуарах Екатерины II описан случай со свадьбой камергера Нарышкина с Румянцевой зимой 1749 г. Конюхи не подковали лошадей специальными зимними подковами с шипами, из-за чего лошади процессии постоянно падали и никак не могли добраться до церкви.

По традиции, в церковь жених и невеста приезжали порознь. Жених приезжал раньше и ждал с шаферами невесту у входа. Шаферами были обычно холостые мужчины (по примете, нельзя быть шафером более десяти раз). Шаферы держали во время венчания над четой венцы, управляли всеми ритуалами, рассаживали гостей по экипажам, вели свадебное застолье, заботились о цветах и записывали в книжку фамилии кавалеров, желающих танцевать на балу с невестой; книжку эту отдавали невесте перед началом бала.

Получив известие о прибытии жениха в церковь, невеста усаживалась в экипаж вместе со свахой, девушками-провожатками и мальчиком-светчим, которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды обходят аналой. В купеческой среде для жениха и невесты было принято стелить под ноги ковровую дорожку от свадебного поезда до аналоя. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от жениха и освобождала правую руку от перчатки, то же проделывал и жених. Священник отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые со стороны жениха становились справа.

Обряды и таинства.