Свадебная мозаика
Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С тех пор по всему свету мужчины рыскают в поисках ребра, и только нашедший вновь становится "совершенным", что подразумевает его полное счастье с воссоединившейся Евой.
Наряду с "браком по обычаю", который был известен еще во времена Хаммурапи (вавилонский царь, XVIII в. до н. э.) и который римляне называли "usus" (т. е. женщина считалась состоящей в браке с мужчиной, если жила с ним год, не разлучаясь на три ночи подряд), древнейшей и распространеннейшей формой женитьбы можно считать "покупку невесты". В эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей служил скот, цена невесты колебалась от одной до двадцати овец или коров. Покупка невесты была известна и Гомеру. Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами своего урожая. Например, девушку отдавали за мешок ячменя. Позднее от обмена натуральными продуктами перешли к расчетам посредством благородных металлов, куски серебра стали отрезаться на вес. Такая единица называлась "сикль" (от слова "отвешивать"). 1 сикль равнялся 11 г серебра. В Вавилоне за девочку от девяти до двенадцати лет давали 30 сиклей.
С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго сохранялась в виде символического акта. Мужчина в Риме во время обручения должен был иметь при себе весы, на которые невеста в присутствии свидетелей бросала монету.
В древнейшем библейском рассказе о покупке невесты за Ревекку дали не скот, как у Гомера, а два золотых браслета и толстую золотую серьгу весом 6,5 г. Это был необычайно высокий свадебный выкуп. Серьга имела у древнейших народов особое значение: она должна была защищать от дурного глаза.
Тот, кто не имел средств, чтобы купить невесту, мог за нее "служить".
Праотец Иаков в разорванных одеждах бежал в Харран.
Судьбе было угодно, чтобы у колодца он встретил Рахиль. Ему пришлось служить у ее отца 14 лет, прежде чем он получил в жены дочь богатого скотовода.
Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя иногда - обрядово-символически), надо было покупать. Параграф 128 законов Хаммурапи гласит: "Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина - не жена". Писец у городских ворот писал тексты, брачных контрактов клинописью на глиняных табличках, которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривавший срок действия и цель. Отец передавал свою дочь "покупателю" на определенное время, чтобы она произвела ему потомство. Если покупатель желал вступить в постоянный брак, то в подобном контракте должны были быть перечислены все внешние недостатки невесты и добавлялось: ("такая, как есть", т. е. без права возврата. Эта формула употреблялась, например, в Пузе (современный Иран). Со временем положение женщины в обществе улучшалось, она становилась ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражает следующий документ, датируемый 135 г.н.э. и найденный в пещере у Мертвого моря: "... Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (подарок для новобрачной утром после свадьбы; фактически - приданое. - Прим. сост.) в размере 200 динаров. Если ты уйдешь от меня в дом вечности (т.е. умрешь), твои сыновья должны получить в наследство все...". Ниже стоят подписи мужчины и свидетелей. Древнейшие договоры о приданом относятся еще к XVIII в. до н.э. Установленный порядок женитьбы с приданым мало отличался от того, что существовал при покупке невесты. Вот что гласит вавилонский договор: "Благородный Иббатум отдает свою дочь Сабитум в супруги Варад-куби, сыну Илузу-имби, и дает за ней в качестве утреннего дара две кровати, два стула, один стол, две корзины, один жернов, одну чашу для еды, одну ступку, одну меру масла, а также 10 сиклей отвешенного серебра. Если однажды моя дочь скажет Варад-куби: "Ты больше не муж мне", то пусть ее бросят в воду. Если однажды Варад-куби скажет моей дочери: "Ты больше не жена мне", он должен выплатить ей при разводе одну треть мины серебра" (т. е. 20 сиклей, двойное приданое).
Браки с приданым существовали и в Афинах, и в Египте. .В некоторых сохранившихся греко-египетских брачных договорах закреплены едва ли не современные желания женщин по части эмансипации. Вот договор между греческим военачальником Гераклидом и состоятельной девицей Деметрией, заключенный в 311 г. до н.э.: "Гераклид берет Деметрию в жены. В браке она приносит за собой одежду и украшения стоимостью в 100 драхм, Гераклид же обязуется обеспечить ей все, что положено свободной женщине. Если Деметрия будет уличена в дурных делах, она теряет свое приданое, но при этом трое мужчин, которых выберут они оба, должны подтвердить Гераклиду справедливость этих обвинений. Гераклид не может ни привести в дом другую жену, ни родить детей с другой женщиной, ни допускать какой-либо несправедливости против Деметрии. Если он будет в этом уличен, то Гераклид должен будет вернуть Деметрии ее приданое в 1000 драхм и сверх того 1000 драхм штрафа".
Интересен подход древних к брачному возрасту невест. В двенадцать с половиной лет девочка считалась засидевшейся. Так что и религиозные, и гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как можно раньше, "покуда они держат руку свою на их затылке" и "прежде чем девушка созреет, как полная луна", т. е. до половой зрелости. Еще и сейчас в Индии девочек обручают в младенчестве. В Греции невеста бывала такой юной, что в день свадьбы ей приходилось сжигать на алтаре Артемиды свои игрушки и своих кукол. Много детских браков известно в египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно девять лет, когда он женился на Анхесенамон, а его невесте - одиннадцать.
Еврейский закон требовал от отца: если его дочь останется незамужней после двенадцати лет, "тогда отпусти одного из рабов своих на свободу и дай его ей в мужья".
В Риме в двадцать лет женщина считалась уже матроной. Римский император Август вынужден был принять закон против безбрачия и бездетности; того, кто к двадцати годам не вступал в брак, могли оштрафовать и даже изгнать.
Обряд "умыкания невесты" и подлинное ее похищение тоже имеют глубокие исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием. Зевс, отец богов, принимая облик различных животных, охотился за женщинами - жертвами своей любви. Гомеровская "Илиада" начинается с похищения женщины: Парис умыкает Елену. Основание Рима связано с "похищением сабинянок". Согласно легенде, Ромул, согражданам которого не хватало женщин, пригласил на праздник сабинян (соседнее скотоводческое племя) вместе с их семьями. Во время празднества римляне похитили незамужних сабинянок.
Нечто похожее рассказывает Библия о потомках Вениамина в царскую эпоху. В ходе междуусобных войн у них осталось мало женщин. Они напали вначале на город к востоку от Иордана и "поразили мечом" всех мужчин и женщин, но "четыреста девиц, не познавших ложа мужского" (Суд. 21, 12) они похитили и привели в свой лагерь.
В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца жену царя Менелая, вызвав тем самым десятилетнюю войну, умыкание невест для бракосочетания официально поощрялось. Жених-спартанец должен был похитить невесту, даже если предмет его любви был и без того согласен на брак.
Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях многих народов, включая обычай переносить невесту через порог, чтобы обмануть подстерегающих ее демонов.
Древние корни и у различных "банных" обрядов, касающихся невесты. Даже богини перед "священным браком" должны были совершить сакральное омовение. В Назарете демонстрируют купель, где совершала "микву" (так назывался обряд омовения женщины, служивший культовому очищению) Мария.
Во многих странах, если не были уверены в невесте, она помимо священного омовения (очищения) подвергалась проверке девственности. По Плутарху, у некоторых племен, обитавших на берегах Каспийского моря, невеста, прежде чем надеть на себя покрывало, становилась обнаженной перед пчелиным ульем. Поскольку рабочие пчелы живут "целомудренно", чистая девушка не мешала им, однако нецеломудренную они обращали в бегство.
Иудейский мудрец предложил для проверки невинности собственный метод: невеста "под подозрением" должна была сесть на корточки над отверстием винной бочки. Если она утратила девственность, запах вина должен был проникнуть в нее, если была девственна - не проникал.
Торжественное шествие с флейтистами, барабанщиками и факельщиками сопровождало в былые века невесту из родительского дома в ее новый дом. Музыка, громкие возгласы ликования и факелы должны были отпугивать демонов.
"Пойди за мене. Яз тебе хоцю, а ты мене", - просил неведомый нам Микита Ульяницу семьсот лет назад и, вероятно, ухаживал за ней принятым в XIII веке способом.
Многочисленные обряды, связанные с ухаживанием и супружеством, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам, исполнение каковых преследовало одну цель - союз должен быть прочным и счастливым.
Что же такое свадьба? Говоря сухо, энциклопедично "Свадьба - это обряды, сопровождающие заключение брака". Свадебный обряд - это торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и интимность, это сплав печали и веселья, древних и новых, религиозных и народных обычаев. За "смыслом" свадьбы обратимся к истории.
У древних славян - древлян, вятичей и радимичей - существовал обычай похищения невест "у воды" во время праздников богини "женитвы" Лады, которые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета -дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома; выражение "играть свадьбу" напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых поселян этот обряд сохранялся долго - вплоть до XV в.
Имелась и иная форма закрепления брачных уз, а именно - брак-приведение. "Поляне... брачные обычаи имяху не хожаше зять по невесту, но приводяху вечер, а завтра прихожаху за ней, что вдадуче". Здесь женщина уже частично утрачивала право на проявление свободной воли; преимущественную роль при заключении брака играли теперь родители или родственники невесты.
Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными празднествами, непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники и рожечники. Вся эта разудалая толпа сопровождала свадебные поезда (см. далее) и после принятия христианства, что вызывало крайнее неудовольствие духовенства. По настоянию Церкви в постановление Стоглавого Собора (Собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы в 1551 г.) было включено правило "К венчанию ко святым церквам скоморохом и глумцом пред свадьбою не ходити и о том священникам таким запрещаети с великим запрещением, чтобы такое бесчиние никогда не именовалося". Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества (хороводы, песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и общие. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого ритуала - в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса - непременная принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру, что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название "продуцирующая магия".
У римлян также, как у славян, существовал обычай петь песни новобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь свадебный обряд. А в предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и специально приглашенные бабки старались лить слезы ручьями по всем правилам древней антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. Простейший пример антипатической магии: идя на экзамен, мы просим близких и друзей посильнее ругать нас. (Пословица: Не плачешь за столом, будешь плакать за столбом). В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горюч-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.
По мнению этнографа М. Забылина, каравай перешел к нам из Древнего Рима, где новобрачные при торжественном бракосочетании должны были есть пирог - пресную лепешку на муке, соли и воде (впоследствии - свадебный торт). После пирог разламывался над головой жениха и невесты, а гости бросались подбирать кусочки, надеясь приобщиться к счастью молодых.
Обряды со свадебным пирогом распространены по всему миру. У американских индейцев невеста сама должна была испечь лепешку и преподнести ее жениху. Англосаксы во время брачной церемонии выносили огромную корзину с сухариками. Каждый гость брал по одному, а оставшиеся сухарики отдавали бедным. Потом традиция претерпела изменения, и гости стали приносить то, что выпекали сами. Чаще всего это были сдобные булочки, которые складывались в огромную груду. Если невеста с женихом могли поцеловаться над ней, то это рассматривалось как верный знак долгой и счастливой жизни.
Наконец, где-то в царствование Карла II, все эти булочки сложились в один большой торт. По легенде, в эту пору в Англии гостил некий французский кулинар, который, наблюдая, как булочки складываются горой, решил, что гораздо лучше будет покрыть их глазурью, чтобы они составили одно целое. Так возникла идея многослойного свадебного пирога, непременного атрибута свадебного торжества.
Обычай разувать супруга (которому не подчинилась гордая Рогнеда, дочь князя Полоцкого, отказавшись разуть Владимира Красное Солнышко) означал полное подчинение новобрачной мужу; он существовал и в Германии во времена Лютера, когда молодая супруга снимала сапог и клала его в изголовье постели в знак господства мужа над женой. В некоторых местностях жена находила в сапоге мужа деньги, что служило некоторой компенсацией.
К числу народных обычаев, которые соблюдались даже в царских и боярских домах, относилось и мытье в бане накануне свадьбы (чистота брачного ложа), и постилка ржаных снопов вместо постели (к легким родам), и усаживание молодых на меха (богатство). Желанием сохранить любовь мужа объяснялось существование обычая "банной воды" - невесты давали будущим мужьям пить воду после ритуальной мыльни.
А вот обычай "вскрывания", определения непорочности, "почетности" невесты, запрещенный впоследствии указом Петра I и соблюдавшийся в деревнях, не относился к народным, а являлся следствием распространения церковного венчального брака и связанного с ним требования сохранения невестой целомудренности до него: "... не причащайте, женивши, а девицам потому же, которая замужъ пошла нечиста...".
Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально появилось на Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно перешло к римлянам, а затем распространилось по всему миру. Кольцо, надеваемое невесте после помолвки, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано с бытовавшим некогда обычаем купли женщины. Врученное таким образом кольцо - древнеримская традиция помолвки - является как бы коммерческим обязательством, подтверждающим, что соглашение будет выполнено. Говоря современным языком, кольцо являлось первым "вкладом на свой счет". С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уже " не продается ".
У евреев кольцо появилось в VIII в.н.э. на смену обычаю вручать невесте монетку в качестве "долгового обязательства" того, что в будущем муж берет на себя финансовую поддержку жены.
Кольцо с печаткой, которое римлянин вручал жене, означало, что она берется делить с мужем все обязанности и допускается в управление домом в качестве равноправного партнера.
В 800 г. папа римский Николай объявил о праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать "верность, постоянство и целостность любви". Оно должно было напоминать людям о святости брака. Точно так же как круг является символом гармонии и совершенства и у него нет ни начала, ни конца, так и кольцо должно напоминать о бесконечности священного союза и беспредельности супружеской любви.
Фата, которой украшали впоследствии голову невесты, является символом скромности и стыдливости, а обычай этот пришел еще с тех времен, когда невест похищали. Драгоценный "трофей" тщательно упаковывали с ног до головы в плотную (а не прозрачную) ткань, прежде чем отбыть в дом будущего мужа.
Фата также означает полную покорность и подчиненную роль невесты и жены. Ревекка "взяла покрывало и покрылась", увидев своего будущего мужа Исаака, говорится в Библии. В фате также видели средство противостояния духам, которые, прельстившись красотой невесты, могут увести ее, а также и оберег от недоброго глаза.
В старину в России бытовала традиция: жених не должен был видеть невесту до свадьбы (отсюда и само слово "невеста", т. е. неизвестная), и фату могли снять только после венчания. Впрочем, принцип неизвестности существовал не везде, что дало основание Н. И. Костомарову упомянуть, как на одной новгородской свадьбе XV в. перед поездкой к венцу дружка кричал: "Мы не фату приехали смотреть, а невесту!". И жених лицезрел свою суженую.
Флердоранж - цветки апельсина, которыми по традиции зачастую был украшен наряд невесты, когда-то использовались не для украшения, а являлись символом чистоты и невинности, как бы публично заявляя, что невеста - девственница, а также служили залогом появления большого потомства, т. к. были цветами дающего большой урожай дерева. Кроме того, апельсиновое дерево - вечнозеленое, одновременно и цветущее, и дающее плоды; поэтому именно его цветки более всего выражают надежду невесты, что, являясь прелестным цветочком, она будет вместе с тем обладать двумя добродетелями апельсинового дерева.
В Англии такой обычай появился в 1820 г. и был заимствован у французов, в свою очередь перенявших его у испанцев, которые завезли эти деревья из Марокко. В Северной Европе украшать свои платья цветками апельсина могли только невесты из состоятельных семей, и сделались эти цветки символом высокого положения в обществе. Цветы апельсинового дерева - не экзотика ли! Но, как известно, если женщина чего-то очень сильно хочет и тем более - к свадьбе...
Из давних времен пришел и обычай стоять невесте слева от жениха во время венчания, брать его под левую руку и идти слева по окончании церемонии. Когда-то это делалось по очень серьезным причинам. Жених становился справа, оставляя свободной правую руку для оружия, которым он мог достойно защитить ее (и себя) от нападения неудачливого соперника.
А вот модный сейчас обычай вносить невесту на руках в дом существовал у очень многих народов - у древних римлян, китайцев, абиссинцев и др. и обусловлен, вероятно, несколькими причинами. Возможно, этот обычай восходит к тем временам, когда невесту похищали и приходилось применять силу, возвращая ее в дом мужа.
Кроме того, по утверждениям психологов, это действенный способ дать понять, кто в доме хозяин и кто решает, куда следует идти.
С самых древних времен люди боялись споткнуться о порог, считая это недоброй приметой, особенно если это порог собственного дома. Во избежание такой неприятности жених предусмотрительно переносил невесту через порог.
Древние римляне полагали, что над порогом властна покровительница домашнего очага богиня Веста; поэтому считалось предосудительным, чтобы, расставаясь с девичеством, девушка касалась его.
И наконец, свидетельство о браке.
Когда-то сам факт сожительства полагался достаточным, чтобы двое считались мужем и женой. Постепенно такая форма признания законным неофициального брака отошла в прошлое. Подчас женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась собственностью своего мужа. Цены колебались в зависимости от спроса и предложения, тут все определялось достоинствами девушки (которые, опять же, по-разному оценивались разными народами и племенами), ее возрастом и т. д. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что и послужило причиной появления свидетельства. Из древности до нас дошел такой документ, возможно, одно из первых свидетельств о браке. Он был обнаружен среди арамейских папирусов и принадлежал еврейскому войску, стоявшему в Египте в V В. до н.э.
В наши дни в России начинает получать распространение брачный договор, похожий на те, что уже давным-давно заключаются во многих странах. Договор определяет права и обязанности супругов в вопросах имущества, наследования, отношений с их родителями и множестве других ситуаций, которые могут возникнуть в семейной жизни.
Вступивший в действие с 1 марта 1996 г. Семейный Кодекс РФ официально вводит брачный договор, каковым признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке, а также в случае его расторжения.
Заключение такого договора возможно как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
По такому договору супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности в отношении имеющегося и будущего имущества. В брачном договоре могут быть определены права и обязанности по взаимному содержанию супругов, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов. Может быть определено имущество, собственником которого станет каждый в случае расторжения брака.
Допускается включение в договор любых других положений, касающихся имущественных отношений супругов. Договор может быть изменен или расторгнут соглашением сторон в любое время. По требованию одной из сторон договор изменяется или расторгается по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом.
С момента прекращения брака перестает действовать и брачный договор, за исключением тех обстоятельств, которые предусмотрены договором на период после прекращения брака.
Предусмотрена также возможность признания судом брачного договора недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение.