Значение слова ТИВЕРИАДА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ТИВЕРИАДА

(????????, Tiberias) ? галилейский город на юго-зап. берегу Галилейского моря, от которого и самое море получило название Тивериадского. По словам Иосифа Флавия, Т. построена в 17 г. по Р. Х. Иродом Антипою в честь императора Тиберия, в узкой равнине, в самой лучшей и красивейшей части Галилеи. Ирод Антипа сделал Т. своею резиденциею, для чего построил здесь великолепный дворец, храм, амфитеатр и город окружил стеною. Была и еще причина, почему правители Галилеи любили жить здесь: близ города был целебный горный ручей. Так как местность, поступившая под город, была покрыта древними гробницами, которые при постройке домов были срыты, то евреи считали город нечистым, боялись селиться в нем, и в первое время он имел вполне языческий характер. Был ли когда Иисус Христос в Т. ? из Евангелия не видно; несомненно только, что он был в окрестностях его и озера. О Т. в Свящ. Писании упоминается трижды (Иоан. VI, 1, 23; XXI, 1). Для евреев Ирод построил большую синагогу; в ее помещении двумя поколениями позже происходили мятежные собрания галилеян во время великой войны с Римом. В Тивериаду были перевезены вместе с правительственной резиденцией архивы провинции; для гарнизона был построен замок, в арсеналах которого хранилось оружие для 70000 чел. В течение следующих 50 лет Т. была бесспорной столицей Галилеи и, за исключением Кесарии, красивейшим городом Палестины. Нерон подарил ее Агриппе младшему, который перенес столицу из Т. в Сепфорис. После разрушения Иерусалима в 70 г. и особенно после основания на месте Иерусалима Элии Капитолины иерусалимские евреи во множестве переселяются в Галилею, населяют ее города и основывают здесь центр иудейства. В Т. устраивается 13 синагог. Тивериадский синедрион становится для евреев высшею инстанцией в религиозных делах; высшая еврейская школа, перенесенная сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учености. В школах Т. были собраны те постановления, которые образуют Мишну, главную часть талмуда. При Константине Великом основал церковь чудесно обращенный в христианство еврей Иосиф; императрица Елена воздвигла здесь церковь о 12 престолах. С 449 по 553 г. здесь было епископство. Император Юстиниан I обвел Т. крепкими станами. При халифе Омаре (637) город подпал под власть магометан. Епископство восстановлено было здесь во время первого крестового похода. В 1187 г. город снова подпал под власть сарацин и с 1247 г. постоянно находился под их властью. Нынешний город ? Табарийе ? построен из развалин прежнего; со стороны озера он открыт, а со всех остальных сторон окружен высокими стенами и 20 башнями из черного базальтового камня. В 18 1 1 г. это было не более как селение, в котором числилось около ста домов еврейских, 20 христианских и довольно много магометанских. Буркгардт насчитывал здесь до 4000 жителей, из коих половина евреев. В 1837 г. город был разрушен землетрясением; уцелела только часть древней крепости со стенами домов; множество жителей погибло. Теперь видны здесь одни бедные хижины, построенные на развалинах города; вся местность представляет самый жалкий вид. Но евреи и доселе питают глубокое уважение к этому городу, наравне с Иерусалимом, Хевроном и Сафетом. Талмуд учит, что здесь обитал патриарх Иаков, что из озера Тивериадского явится некогда Мессия и что мир обратился бы в хаос, если бы евреи по два раза в неделю не воссылали своих молитв Иегове в этих четырех городах. См. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884); А. П. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет" (СПб., 1895); С. Терновский, "Очерки из церковно-исторической географии. Области восточных патриархов православной церкви до IX века" (Казань, 1899).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.