Значение слова ПАСХА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПАСХА

Пасха I. Пасха - главный христианский Праздник, в честь воскресенияИ. Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвященвоспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца,когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцовцеркви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть И.Христа. По учению церкви, пасхальный агнец евреев - прообраз И. Христа,почему в Св. Писании И. Христос называется агнцем Божьим, ангцемпасхальным. Пасхой (1 Кор. V, 7, св. Иоанна ХIХ, 33, 36, Исход. XII,46); это название сохраняют за ним и древнейшие отцы церкви, которыедаже самое название П. производят не от еврейского Pesakh, Pasakh(арамейское Paskha), как это делают обыкновенно, а от греч. pascein -страдать (Иустин, Тертуллиан, Ириней). По синоптикам, смерть И. Христапоследовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и не видно, чтобытот или другой из этих дней был днем еврейской П.: но те из восточныххристиан, кто в вопросе о П. следовал синоптикам, а не Иоанну, такжесправляли П. 14-го нисана, относя празднование к воспоминанию тайнойвечери И. Христа. Указание на существование П., как особого праздника,еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский (ср. М.Голубев. "Обозрение 1-го посл. к Корине.) видит в словах апостола (1Кор. V, 7): "наша П. за нас пожрен Христос... будем праздновать(estazwmen) не в квасе ветхом.. " По мнению новейших исследователей, этислова апостола не дают основания утверждать, что у коринфян существовалпри апостолах особый Праздник П., так как ближайшие к апостолам отцыцеркви не упоминают о каком бы то ни было годичном празднике П.,празднуемом в один нарочито избранный период или день. Ерм в "Пастыре"(кн. III, подобие V, 1) упоминает о пятнице как дне еженедельного постаи скорби в воспоминание страданий и смерти И. Христа), а Тертуллиан "Dеcorona mil. ", гл. III) - о воскресном дне недели, как дне радости ивеселья, когда не было ни поста, ни коленопреклонений, в памятьвоскресения Христова. Эти еженедельные празднования были болееторжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщинысмерти и воскресения И. Христа. С течением времени, еще во II в.,чествование этих событий сконцентрировалось в два нарочитых праздника,которые оба называлась пасхой: Пасха в честь смерти И. Христа - pascastaurosimon, pascha crucificationis, и П. в честь воскресения Христова -pasca anastasimonV раschа resurrectionis. Первая проводилась в скорби истрогом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу,даже до утра воскресенья, и заканчивался воскресной евхаристией, которойначиналась pascha resurrectionis. По некоторым указаниям, Праздник П.воскресный продолжался пятьдесят дней и был праздником не тольковоскресения И. Христа, но и его вознесения, а также сошествия Св. Духа,почему получал иногда название Пятидесятницы. Чем более обособляласьцерковь от иудейства, тем более восточный способ празднования П(одновременно с иудеями, 14 нисана), практиковавшийся особенно вмалоазиатских церквах, казался несообразным с существом дела.Празднующих пасху в этот день называли - в церквах, образовавшихся изязычников - иудействующими, квадродециманами. На Западе никогда несвязывали празднование П. с П. иудейскою и совершали ее в первый послеполнолуния день воскресный, а не в пятницу. Чем далее, тем более пасха вцерквах из язычников становилась П. resurrectionis. Эго различие повелок спорам между Востоком и Западом - так наз. "пасхальным спором",длившимся между азийскими епископами и Римом с конца II в. в продолжениевсего III в. В 160 г. Поликарп епископ смирнский, посетил Аникиту,епископа римского, с целью соглашения, но каждая сторона осталась присвоем взгляде. В 170 г. происходили споры о том же в Азии; противквадродециманов писали Аполлинарий иерапольский и Мелитон сардийский,доказывавшие, что И. Христос умер 14-го нисана и потому не мог вкушатьП. еврейской в год своей кончины (Евсев., "Церк. ист.", IV, 26, 3). Понастоянию римского епископа Виктора собраны были, для рассмотрениявопроса, соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе.Епископы Азии твердо держались своего мнения; тогда Виктор решилсяпрервать общение с Малой Азией и требовал того же от других церквей.Ириней Лионский убедил его, однако, не нарушать единства веры радиразличия обряда. Спор продолжался до никейского вселенского собора,который, склонясь на сторону римского мнения, определил (прав. 7), чтобыП. праздновалась христианами непременно отдельно от Иудеев и непременнов день воскресный, следующий за полнолунием. Для более точногоопределения дня П. на каждый год сделаны были надлежащие исчисления.Евсевий в "Церк. истории" говорит, что большая часть церквеймалоазийских подчинилась определению собора; но были церкви, сохранявшиестаринный обычай. Собор антиохийский 341 г. отлучил от церкви этих"иyдействовавших". От IV в. сохранились свидетельства, что обе П. -crucificationis и resurrectionis - соединялись, и на Востоке и наЗападе, вместе и продолжались каждая по семи дней, не считая самого днясветлого воскресения, которому Праздник crucificationis предшествовал.Не ранее, как в V в., название П. стало усвояться исключительнопразднику Воскресения Христова, при чем далее, тем торжественнее он сталсовершаться. Светлое Воскресение получило название "царя дней","праздников праздника". Празднование его сопровождалось внецерковнымиманифестациями, иллюминацией; в храме верные в известные моментывосклицали, обращаясь друг к другу: Господь воскрес! Воистину воскрес!Императоры, по случаю праздника, давали свободу заключенным в тюрьме,богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь отправительства и частных лиц. С особенной торжественностью празднуется П.и доселе, по особому чинопоследованию, печатаемому в "Типиконе", а такжеиздаваемому отдельной книжкой. Особенности этого чина: обилие каждения исвета (зажигаются все лампады и паникадила со свечами и всеприсутствующие на утрени имеют зажженный свечи); священнослужителиоблачаются в самые лучшие ризы и т. д. Cм. Augusti, "Denkwurdigkeitenaus d. christi. Archaeologie"; Weitzel, "Die christliche Passahfeier derersten drei Jahrhunderte" (1848); Hilgerifeld, "Der Paschastreit und dasEvangelium Johanns" в "Theol. Jarb." (1849); Baur, "Das Christen. thumund die christliche Kirche der ersten Jarhund."; архим. Тоанн, "Опыткурса церк. законоведения" (т. I); Горский, "Совершил ли И. Хр.еврейскую П." ("Прибавление к творсв. отцов", 1853); о том же статьи Д.А. Хвельсона и Н. Н. Глубоковского в "Христ. Чтении"; И. Покровский "П."(СПб., 1868). Н. Б-в. Богослужение воскресению Христову начинается уже в великую субботу,но во всей торжественности оно открывается на утрени. После полунощницыбывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа внеего, подобно муроносицам, встретившим воскресшего Господа внеИерусалима. Во время утрени, при словах: "друг друга обымем, рцем,братие", бывает целование. Часы в день П. состоят не из псалмов, а изпасхальных песнопений. На литургии, совершаемой в самые ранние часы,читается Евангелие от Иоанна (I, 1-17) о божестве И. Христа. Еслилитургия совершается собором священников, то Евангелие читается наразличных языках, в знак того, что большая часть народов на землепризнают воскресшего своим Богом и Господом. На вечерне в день П.читается Евангелие о явлении Господа апостолам в вечер дня воскресения(Иоанн. XX, 19). Пасхальные песни принадлежат большей частью св. ИоаннуДамаскину; они составлены им на основании древних отцов церкви,преимущественно Григория Богослова, Григория Нисского и др. Богослужениев продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царскихвратах, в ознаменование того, что воскресением И. Христа открыт всемдоступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии (Христосвоскресе!) верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот,по преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представперед императором Тиверием, поднесла ему в дар, красное Яйцо сприветствием Христос Воскресе! и с этих слов начала свою проповедь (см.Константин Экономид, "О начале обыкновения употреблять красные яйца вовремя П.", перевод с греческого, 1826). Яйцо служит символом гроба ивозникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, онознаменует возрождение наше кровью Иисуса Христа. К пасхальным обрядамотносится также благословение артоса и яств, особенно сыра и яиц, какпищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Существует обычайприготовлять в домах хлеб, как бы домашний артос кулич), и носить его вдень П. в притвор церкви для освящения, вместе с сыром и яйцами. Во всюсветлую седмицу бывает целодневный звон, в знак торжества церкви,празднующей победу И. Христа над смертью и адом. Праздник П.продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания И. Христа наземле по воскресении. В отдание П. служба совершается подобно тому, какв отдании дванадесятых праздников. Ср, П. Лебедев, "Наука о богослуженииправославной церкви" (М., 1890); П. Левашев, "Обычай употреблениякрасных яиц в Праздник св. Пасхи" (СПб., 1895); прот. К. Никольский,"Пособие к изучению Устава Богослужения православной церкви" (СПб.,1888); прот. Д. Смолодович, "Литургика или наука о богослуженииправославной восточной католической церкви" (Киев, 1868). II. Пасха (греч. pasca от евр. pesakh; также chagh-hamazzoth,"праздник oпpеcнoкoв"; eorth tvn aVumwn, solemnitas azymorum) - один изтрех великих праздников иудейских, установленный в память чудесногоизбавления евреев от рабства египетского. Праздник этот был назван П.(от евр. pesach - прохождение, пощада) для обозначения того момента,когда ангел погубляющий, видя кровь агнца на дверных косяках иперекладинах, проходил мимо и щадил первенцев еврейских (Исх. XII,12-13). П. продолжалась семь дней, с вечера 14 по 21 месяца авива илинисана, соответствующего последней половине нашего марта и первойполовине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семействадолжен был выбрать и отделить однолетнего агнца (из овец или коз), безпорока, который должен был быть заклан вечером в 14-ый день, а кровьюего помазаны оба косяка двери и верхняя перекладина. Впоследствии,вместо помазания косяков дверных, священники кропили жертвенной кровьюжертвенник во дворе скинии или храма (2 Парал. XXX, 16-17; XXXV, 11).Мясо животного, вместе с внутренностями, должно быть испечено, а несварено, и съедено с горькими травами (в воспоминание горестной жизни итягостного рабства в Египте); кости агнца не должны быть раздроблены;мясо должно быть все съедено, а остатки сожжены (Исх. XII, 6-10). Естьдолжны были с особенной поспешностью, стоя, опоясанные, обутые и спосохами в руках, как готовые к быстрому отшествию (ib. 1l).Впоследствии, когда евреи водворялись в земле Обетованной, они ели П.неспешно и "возлежа" (см. Mф. XXVI, 20; Иоанн. XIII, 4-5; Лук. XXII,14-15). В первый и седьмой дни П. был праздничный покой от всяких работи собирались священные собрания (исх. XII, 16; Лев. XXIII, 7-8).Ежедневно, в продолжение всего праздника, сжигались великолепные жертвы(Числ. XXVIII, 19, 24). К отличительным особенностям праздника П.относилось употребление евреями только опресночных хлебов, а не кислых,под опасением истребления из среды Израиля (Исх. XII, 15, 19). Опреснокидолжны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народомчистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, т. е. чуждымнравственного растления египетского. В таинственном смысле опреснокиизображали чистоту духовной жизни во Христе, т. е. что христиане черезпасху - Христа - будут очищены от ветхой закваски греха и должныпраздновать новую П. "в бесквасии чистоты и истины" (1 Кор. V, 7-8). Поизъяснению Св. Писания Нового Завета, агнец пасхальный, как жертва Богу,преобразовал И. Христа, который есть "Агнец Божий, вземляй грехи мира"(Иоанн, I, 29), от сложения мира "заколенный" (Апокал. XIII, 8),принесший себя в жертву искупления всего человечества от рабства греха исмерти (1 Кор. V, 7). Заклание агнца и вкушение его были прообразамистрадания и смерти И. Христа и вкушения тела и крови Его в таинствеевхаристии. Несокрушение костей агнца преобразовало непребитие голенейИ. Христа на кресте (Иоанн. XIX, 33-36). В настоящее время евреипразднуют П. восемь дней, в течение которых они воздерживаются в пище отвсего "квасного" и имеющего с ним какую-либо связь. Вечером 13-го нисанаеврей производит обследование дома, с целью собрать имеющиеся на лицоостатки квасного хлеба, которые на другой день сжигаются. Праздничнымиднями считаются собственно лишь два первых и два последних дня;остальные четыре дня - это "праздничные будни", в которые работа невозбраняется. В первые два вечера совершается особая торжественнаятрапеза, с символическими обрядами, напоминающими о рабстве евреев вЕгипте, об избавлении от него, о жертвоприношении. По приходе изсинагоги глава семейства совершает освящение праздника над чашей вина исадится к столу, при чем старается по древнему обычаю "возлежать"; затемвкушают горьких трав. Малолетний сын задает отцу четыре установленныхвопроса о причинах торжества; в ответ на это вся семья читает"пасхальную агаду", повествующую об исходе евреев из Египта и опраздновании этого события древними евреями. По окончании трапезынаполняют вином чашу в честь пророка Илии, ожидаемого предвестникаМессии, и произносят стихи 6 и 7 пс. LXXIX о бедствиях Израиля,причиненных ему "народами, не познавшими Бога". Трапеза заканчиваетсяхвалебными гимнами и славословиями. III. Пасха - у великороссов освященная в пасхальную ночь стопочкасыру (творогу, которым разговляются в первый день П.; у малороссиян -освященные куличи, караваи, бабы. С празднованием П. связано в народемного обычаев: так, после заутрени в первый день П. ходят христосоватьсяс усопшими, зарывают яйца в могилу; кто проспит в первый день П.заутреню, того в понедельник окачивают водой или купают; кости отпасхального ягняти (поросенок, птица и пр.), зарытые на ниве, спасают ееот града, и т. п.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.