Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Символ веры - краткое догматическое изложение основы Христианского вероучения.
Символы веры всегда отличаются краткостью; они только излагают в аподиктической форме простых предложений или бесспорных фактов главные догматы веры, без доказательств, как предмет восприятия верою.
Первый Символ веры христианской дан самим Иисусом Христом в словах, сказанных Им ученикам Его пред вознесением на небо: "шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елики заповедах вам; и се Аз с вами есмь во вся дни до окончания века" ( Мф. 28, 19 -20; Мк. 16, 15 и сл.).
Первые отцы церкви излагали пред своими учениками учение Иисуса Христа и апостолов, составлявшее ту норму их пастырской деятельности, которая обозначалась словами: πιστις κάνων αληθεία, regula veritatis, и входила в состав христианской disciplinae arcanae. Сами отцы церкви нередко замечают, что πιστις, или regula fidei, преподана апостолами, которые сами получили ее от Христа. Письменное изложение некоторых деталей этой regula fidei впервые появляется около 140 г., в евангельской формуле крещения ("во имя Отца и Сына и Св. Духа"), у Тертуллиана , Киприана , Фиpмилиaнa Кесарийского , в канонах церкви коптской .
Руфин (+ 410) нашел так называемый апостольский символ (см.), писанный на латинском языке.
Проф. Чельцов дает следующие заглавия символов веры:
апостольская вера иерусалимской церкви,
церковная вера кесарие-палестинской церкви,
вселенская вера антиохийской церкви,
апостольская вера церкви кипрской и церквей малоазийских,
апостольские догматы александрийской церкви,
апостольский символ римской церкви.
О происхождении этих символов от самих апостолов свидетельствует убеждение всей древности, а также почти полное тождество всех исчисленных шести С. по содержанию. Ириней и Тертуллиан , указывая на формы символов веры, говорят о них не как о чем-то новом, а как о предании апостольском ( 1 Тим. 6, 12 ; 1 Пет. 3, 21 ).
Символ веры, читаемый каждым взрослым при крещении , Тертуллиан называет "правилом, Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений". Он же замечает, что крещающиеся произносят правило веры в форме ответов на вопросы, даваемые крещающим пресвитером, причем "вопрошаемые отвечают подробнее, чем Господь установил в Евангелии".
Кирилл Иерусалимский символ Иерусалимской Церкви , сохраненный им в надписях его огласительных поучений, называет "святою и апостольскою верою"; Макарий Иерусалимский , по свидетельству Геласия Кизического , на соборе Никейском тот же иерусалимский символ назвал "апостольскою непреложною верой, которую Церковь Христова хранит изначала, по преданию от самого Господа, чрез апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить во веки".
Иоанн Кассиан , приводя текст символа антиохийского , замечает, что в нем изложена вера всех церквей, так как одна вера для всех.
Александр , епископ Александрийский, называет александрийский символ "апостольскими догматами Церкви", т. е. получившими начало от самих апостолов.
Из всех древних символов веры с особенным вниманием современная наука останавливается на символе апостольском , который Римская Церковь считает во всем его составе произведением апостолов; в более позднее время даже римская курия делала попытку определить с точностью, какие именно слова в апостольском символе какому именно апостолу принадлежат.
С точки зрения православной церкви завершительным актом в области символов веры служит никео-цареградский символ , составленный в первой его половине на Никейском соборе (325 г.), во второй — на соборе Константинопольском (381 г.), где оба символа были соединены воедино. Признание и громкое чтение этого символа веры при крещении каждого взрослого требуется неотменно; лишь за крещаемых младенцев читает громко символ веры восприемник или, по его желанию, кто-либо из совершающего таинство причта.
Самое название "символ веры" в древности церковью не применялось; в первый раз оно встречается у Амвросия Медиоланского в его послании (XLII) к папе Сирицию I . Вообще, обычай называть "исповедания веры" символами — обычай западный, и самое слово символ вошло в употребление в применении к тому, что на греческом Востоке носило название "учения веры". Восточные отцы церкви и соборы и в IV в. не давали "исповеданиям веры" имени символов, называя их "изложениями веры" или "верою".
Во главе "вероизложений", сделанных отдельными богословами, проф. Чельцов ставит рассуждение пресвитера Викентия, монаха Лиринского (пис. ок. 434 г.). Вероизложения и исповедания пишутся авторитетными иерархами или другими учеными лицами вследствие особых обстоятельств, напр. по просьбе какой-либо Церкви, уклонившейся некогда от восточно-православного и вселенского единства.
В течение двух тысячелетий существования Христианства в мире каждое христианское общество, каждая секта вырабатывает свои символы веры. Возникла новая наука — символика , изучающая сравнительно символы разных вероисповеданий и с большим успехом заменяющая так называемое полемическое, или обличительное, богословие старого времени.
Относительно издания символов и вероизложений на русском языке см. в
Литература
"Догматическое богословие" преосв. Сильвестра (Киев, 1844), стр. 29.
Бердников, "О символических знаках и изображениях на христианских археологических памятниках" ("Правосл. собеседник", 1869);
Воинов, "Ветхозаветные символы по указанию богосл. книг" ("Душепол. чтение", 1863 и 1865);
"Значение символов в лютеранстве" ("Правосл. собеседник", 1875).
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://vladivostok.eparhia.ru/christian/kresh/simvol_veri/
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент