Значение слова ТЕОСОФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТЕОСОФИЯ

(от греч. theos - бог и sophia - мудрость, знание), 1) в широком смысле слова - мистическое богопознание (см. Мистика ) . В Ареопагитиках синоним теологии . Позднее Т., в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к Т. гностицизм , неоплатонизм , каббалу и т. п. Более распространённым является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16-18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, - Я. Бёме , Парацельса , Л. К. Сен-Мартена . Э. Сведенборга . Ф. Этингера и др. Ф. В. Шеллинг употреблял термин 'Т.' для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие 'свободной теософии' у Вл. Соловьева.

2) Религиозно-мистическое учение русской писательницы Е. П. Блаватской (1831-91; соч. 'Тайная доктрина', 1888) и её последователей. Сложилось под влиянием индийских религиозно-философских концепций брахманизма , буддизма , индуизма (учение о карме - перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и некоторых элементов гностицизма. Отбрасывая 'исторические формы религии', Т. стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род 'универсальной религии', не связанной какой-либо определённой догматикой. Согласно Т., конечная цель человека - достижение оккультного 'знания' и сверхъестественных способностей - осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции немногочисленных 'посвященных', или 'мастеров', инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г. Олкоттом с целью 'образовать ядро всемирного братства', 'содействовать сравнительному изучению религии и философии', 'исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека'. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки: в 1879 центр его был перенесён в Индию (с 1882 - в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант , которая в 1912 объявила Кришнамурти новым 'спасителем' человечества (позднее Кришнамурти отошёл от Т.), после чего произошёл раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером . Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.

Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк теософии, пер. с англ.. Калуга, 1911; Шахнович М. И., Современная мистика в свете науки, М.- Л., 1965; Guenon R., Le theosophisme. Histoire d'une pseudoreligion, P., 1921; Bichimair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.