Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Сократ Схоластик ( V в.), византийский церковный историк.
Годы его рождения и кончины с точностью не известны; местом рождения и главной деятельности был Константинополь , местом первоначального образования — Языческая школа грамматиков Аммония и Элладия при языческом храме в Александрии. Школа эта была разрушена в царствование Феодосия Великого , и два названных учителя переселились в Константинополь, где также занимались делом воспитания. Это исключительно языческое образование было причиной уважения Сократа к греческой языческой науке; он охотно изучал — хотя и критиковал, защищая христианство, — сочинения Юлиана и Ливания; из более древних писателей, он, как это показано Бауром и Гарнаком [1] , уважал особенно Фукидида, которому старался подражать в складе речи и в композиции.
Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей церковной истории. Он читал и знал Евсевия , Филосторгия , Руфина , Савина , св. Афанасия, "Акты" Архелая, "Якорь" св. Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского , рассказы о монашестве Евагрия и Палладия , сочинения еретика Нестория . Оригена он знал недостаточно, не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом .
Сочинения отцов церкви — каппадокийцев ( Василия Великого , двух Григориев — Богослова и Нисского ) он читал мало, что отзывается на его истории весьма невыгодно.
Из древней, дооригеновской христианской литературы Сократ знает лишь имена Климента Александрийского , Иринея Лионского , Аполлинария Иерапольского .
Думают, что он был адвокат, но не знаменитый. Несколько выражений в его сочинениях, неправильно прочитанных, дали повод некоторым ученым предполагать его близкие отношения или даже принадлежность к православному клиру; лучшие критики Сократа считают его мирянином.
Сократ был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении Церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например Филосторгия и особенно Савина, епископа ираклийского . При всей своей осторожности, Сократ много пользуется их сведениями и суждениями (оба сочинения дошли до нас в целом виде) в своей "Церковной истории" (доведенной им, как он говорит, до начала XVII консульства импер. Феодосия II), написанной в 439 - 443 гг., хотя значительную часть ее составляет защита Никейского собора против Савина — арианина.
Многие писатели ( Никифор Каллист , Лаббе , Бароний и др.) считают Сократа новацианином , думая, что он и родился в семье новацианской; другие полагают, что он еще в юности обратился искренно в Православие и, восторгаясь доблестями своих противников, тем не менее поражал их силой своей полемики.
Литература
Проф. А. Лебедев, "Греческие историки IV, V и VI вв." (М., 1890). Здесь подробно изложено содержание новейших исследований Иеепа (Ieep, "Quellenuntersuchungen zu den Griechischen Kirchengeschichthistor.") и Гюльденпеннинга (Güldenpenning, "Die Kirchengeschichte des Theodoretes von Kyrrh", Лпц. 1889).
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] "Real-Encyklopädie" Герцога, XIV, стр. 406
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент