Значение слова СИМВОЛИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое СИМВОЛИКА

(мифол., иск. и этногр.) — имеет огромное значение в истории искусства и литературы. Мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского яз., символ — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета. В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. Многие символы получили необъятно широкое значение, напр. символы креста, орла, рыбы. Происхождение символов и способы их распространения в научном отношении мало выяснены. Несомненно, что некоторые символы возникли у народов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими и культурными причинами, напр., С. солнца — в виде колеса, молнии — в виде молота; но во многих случаях обнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символическим путем торговых связей, монетного обращения, религиозных представлений. О культурной истории главных символов древнего мира трактует Goblet d'Alviella в обширном, но не по всем пунктам доказательном сочинении "La migration des symboles" (1891). Здесь говорится о символах общих, популярных у разных народов — о кресте (в Китае, древней Америке, у персов, халдеев, индусов, греков — в значении символа земли, символа ветров, символа света, истины и пр.), о двуглавом орле, об орле, разрывающем змея (символ победы солнца над тучами, вообще победы, силы), о трезубце, о руке с неба (в христианской иконографии, галльских амулетах, ассирийских камнях), о лотосе как символе божества и вселенной у индусов и египтян. С наибольшей подробностью Г. д'А. говорит о свастике (кресте с загнутыми концами) и о различных символических образах древа вселенной, древа жизни. Он останавливается на пороге христианской С. и совсем не затрагивает обширного литературного материала древности. Средневековая христианская С. нашла разнообразные выражения в архитектуре, в живописи, в миниатюрах, в легендах. С наибольшей простотой христианская С. выражена в катакомбах (см. сочинения де Росси, Фрикена и др.). О византийской и русской старинной церковной С. много ценного в исследованиях Буслаева ("Ист. очерки", "Лицевой Апокалипсис" и др.), Покровского ("Евангелие в иконографии", "Страшный суд" и др.), Кондакова ("Ист. визант. иск."), Стасова (по орнаментике рукописей и др.). В истории развития у нас научных исследований по церковной С. важное значение имела статья Буслаева "Византийская и древнерусская С. по рукописям от XV до конца XVI в.". Здесь Буслаев выяснил важное значение древних иллюстрированных рукописей, в частности псалтыри (во 2 т. "Ист. очерков", 198—216). Из новейших трудов большой материал по народной С. дает альбом и описание писанок Лубенского музея, составленный г. Кулжинским (1899). С. — явление очень сложное и широкое. Можно наметить три обширных отдела: С. предметная (солнце — око, борода, диск, древо жизни и т. д.), С. обрядовая (танцы диких, воспроизводящие войну, охоту, свадебные обряды умыкания и др.) и С. словесная. Обрядовая С. чрезвычайно разнообразна. Многие обряды на родинах, свадьбах, на рождественских святках, на масляной имеют исключительно символическое значение в смысле внешнего обрядового предопределения урожая, богатства, счастья (подроб. см. соч. Сумцова о родинных и свадеб. обрядах). Еще более велика народная словесная С.; она вплетается во все проявления народной словесности, особенно в песни. О русской словесной С. есть два старых сочинения, составляющих ныне библиографическую редкость: диссертация Н. И. Костомарова "Об историч. значении русской нард. поэзии" (Харьк., 1843) и диссертация А. А. Потебни "О некоторых символах в славянской народной поэзии" (Харьк., 1860). У Костомарова после кратких общих замечаний о С. дан свод малорусских народо-поэтических символов из царств растительного и животного, напр., фиалка — символ девственности, барвинок — брака, любисток — любви, василек — чистоты и святости, хмель — волокитства, лоза — бедности, голубь — любви, пава — нарядности, селезень — жениха, сова — зловестия. Потебня останавливается на С. в языке, причем отмечает три главных признака С. — сравнение, противоположение и отношение причинное. Он рассматривает вкратце символическое значение многих песенных мотивов — пить (= любить), соль (= печаль), кованье (= любовь), дым и пыль (= печаль), разлив (= горе), орать (= любить), горы (= горе) и др. Гораздо более ценно в научном отношении одно из позднейших исследований Потебни — "Объяснение малорусских и сродных песен" (1887). Здесь Потебня снова обращается к песенной С., но с приложением строго научного метода исследования. В первом томе этого соч. Потебня говорит о превращении в песнях символа лица в обстановку, во 2-м — о народных приемах сочетания символов и о многих песенных символах в отдельности.Н. С—в.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.