Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Ритуальная чистота
В Ветхом Завете некоторые предметы и действия считались источником греховной скверны. Они назывались ритуально нечистыми. А всё, что не было источником греховной скверны, считалось ритуально чистым. Если человек соприкоснётся с чём-то ритульно нечистым, он оскверняется и сам становится ритуально нечистым. Он должен очиститься, чтобы снова стать ритуально чистым. Для очищения необходимо было, как правило, омовение, иногда жертвоприношение . Нечистыми считались языческие идолы , некоторые виды животных, которые запрещалось употреблять в пищу, человеческие трупы и многое другое. Женщина, родившая мальчика, считалась нечистой в течение 40 дней, а девочку - в течении 80 дней ( Лев 12 ). Те, кто совершил половой акт, также нечисты и должны совершить омовение для очищения.
В Новом Завете ветхозаветные предписания ритуальной чистоты (в частности такое понятие как нечистые животные) отменены:
"...ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... Потому что [входящее] не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. ...Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" ( Мк. 7, 14 -23)
"Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" ( Деян. 10:15 ).
"Для чистых всё чисто, а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть" ( Тит. 1:15 )
Святые отцы о нечистых животных
Свт. Фотий Константинопольский :
Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился. Итак, миротворение Божие произвело все создания весьма хорошими и природа всего — самая наилучшая. Неразумное же и беззаконное людское употребление, осквернив многое из созданного, заставило что-то считаться и называться нечистым, а что-то, хотя и избежало наименования нечистого, дало повод боговидцу предусмотреть другой способ пресечь их осквернение, чтобы тем и другим образом изъять из мыслей израильтян многобожие и добиться безупречности. Ведь и наименование Нечистого, и использование, отдающее жертвенное [мясо] чреву, не позволяет мыслить и даже просто вообразить в них нечто божественное или почтенное [1] .
Свв. Равноапостольный Кирилл , учитель Словенский:
Первый завет Ноев постановил: "всё движущееся да будет вам в пищу" ( Быт. 9, 3 ), потому что чистым всё чисто, а у скверных нечиста совесть (ср. Тит. 1:15 ). По вашему же [2] объедению и для вашего назидания Бог отнял у вас самое незначительное. А о том, как вредно для вас объедение, об этом написано: "и утучнел Израиль... и оставил он Бога ( Втор. 32: 15 )". Или "сел народ есть и пить, а после встал играть" ( Исх. 32: 6 ). [3] .
[1] Цитата по книге диакона о. Андрея Кураева "ХРИСТИАНИН В ЯЗЫЧЕСКОМ МИРЕ или О НАПЛЕВАТЕЛЬСКОМ ОТНОШЕНИИ К ПОРЧЕ", см. например, http://kuraev.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=54&f...=20, http://www.ruskniga.com/sell.asp/initcode/searchall/category...4597 или http://www.slovobook.ru/newversion/look.php?n_base=43423
[2] это сказал cв. Кирилл в беседе с иудеями
[3] См. житие Свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия и беседы их с иудеями
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент