(1804?85) ? знаменитый археолог. Родом костромич; учился в Костромской семинарии и СПб. духовной акад.; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку ? по Далматинскому побережью. В 1843 г. командирован на Восток для изучения нужд православия. После трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии, во время которого он составил ценное собрание древних рукописей и книг, он был назначен начальником иерусалимской миссии и занимал эту должность до начала восточной войны. В 1858 г. он еще раз был командирован на Восток и, пробыв там три года, вывез обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг, на греческом, сирийском, арабском, эфиопском, грузинском и др. вост. языках, а равно рукописей церковнославянских им собрано столько, что, по замечанию специалистов, "целой четверти столетия мало для простого их описания". Рукописи и книги эти в настоящее время составляют собственность отчасти Академии наук, отчасти Имп. публичной библиотеки (см. "Краткий обзор рукописей преосв. Порфирия, хранящихся в СПб. публичной библиотеке", В 1865 г. П. возведен в сан епископа чигиринского, викария Киевской епархии; в 1878 г. назначен членом синодальной конторы в Москве. Ему принадлежит честь открытия знаменитого синайского кодекса Библии IV в.; он же нашел и изд. четыре беседы Фотия, патриарха константинопольского (СПб., 1864). Важнейшие труды П.: "Письмена Кинея Манафы на синайских утесах" (с 23 надписями египетскими и вавилонскими, СПб., 1857); "Вероучение египетских христиан (коптов)" (СПб., 1856); "Христианский Восток" (Египет и Синай ? виды, очерки, планы и надписи, 1867), "Мнение о синайской Библии" (полемика с Тишендорфом, 1862); "Путешествие в Нитрийские м-ри в Ливии" (ряд статей в "Трудах Киевской Акад.", 1868?69); "Восток христианский. Абиссиния" (ряд статей в "Трудах Киевской Акад.", 1866); "Богослужение абиссинцев" (там же, 1869); "Восток христианский. Сирия" (в "Трудах Киевской Акад.", 1874?75); "История Афона" (первоначально в "Трудах Киевской Акад.", потом отдельно); "Первое путешествие в афонские монастыри и скиты" (Киев, 1877 и М., 1881); "Стихотворные пииты" ("Труды Киев. Акад.", 1878); "Проповедники в первых четырех патриархатах восточных и их проповеди" (там же, 1879); "Второе путешествие в афонские монастыри" (М., 1880); "Дионисий Ареопагит и его творения" (в "Чтениях Моск. общества любителей дух. просв.", 1878); "Афонские книжники" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1885). Заслуживают внимания также работы П., хранящиеся в рукописях: окончание истории Афона, юридические акты афонских монастырей, путешествие по Италии, путешествие по Фессалии, "Едемские народы", исторические сношения церквей константинопольской, иерусалимской, антиохийской и александрийской с церковью русской и др., а в особенности "Богослужение константинопольской церкви" (здесь помещены многие чинопоследования, раньше совершенно неизвестные). П. пожертвовал Киевскому церковно-археологическому музею драгоценную, единственную в своем роде коллекцию древних икон, собранных на Востоке. В настоящее время Акад. наук, под редакцией г. Сырку, издает дневник П.: "Книги бытия моего" (вышло 4 т., СПб., 1894?97).
Н . Б?в.