Значение ПАСТЫРЬ, КНИГА в Православной энциклопедии Древо

Что такое ПАСТЫРЬ, КНИГА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

"Пастырь" , произведение ранней христианской литературы. По форме изложения «Пастырь» принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию , но не вошла в окончательный канон Священного Писания.

Авторство

Климент Александрийский , Ориген , Евсевий , а вслед за ними и большинство новейших ученых приписывают авторство римскому христианину конца I в. Ерму , упоминаемому апостолом Павлом в послании к римлянам (XVI, 14).

Некоторые считают этого Ерма за одно лицо с Ермом , одним из семидесяти апостолов; но ввиду того, что апостол Ерм был епископом в Филиппополе , представляется вероятным, что лицо, упоминаемое в послании к римлянам, — автор "Пастыря", — был другой Ерм , замученный в Риме языческой чернью в самом начале II в.

Есть мнение, что автором "Пастыря" был не Ерм, ученик апостола Павла, а живший позже (около 142-157 гг.) брат римского епископа Пия I , Ермий. Другие думают, что Ермий лишь перевел "Пастыря" с греческого на латинский или "переработал и дополнил" творение Ерма.

Содержание

В самом "Пастыре" о его авторе сообщается, что он жил в Риме , во время папы Климента († в 101 г.), был сначала богат, занимался мирскими делами (по-видимому, торговлей), причем не всегда соблюдал правду, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, и за то был наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах этого постигшего его бедствия, Ерм был вразумлен о том в ряде бывших ему видений. Эти наставления и видения, записанные Ермом, и составляют содержание книги "Пастырь". По форме изложения "Пастырь" Ерма принадлежит к числу апокалиптических произведений древней литературы; ближайшим образцом для него послужила III-я книга Ездры .

В историческом отношении книга весьма замечательна, представляя итог христианского нравоучения, как оно сложилось в эпоху Ерма, и яркую картину состояния церкви в конце I или начале II вв. Автор порицает представителей церкви за несогласия и споры о преимуществах, а все христианское общество — за отклонение от служения Богу в сторону греховного языческого мира, за склонность к роскоши и к чувственным удовольствиям, за забвение бедных. Забота о бедных у автора доходит до того, что даже пост у него заповедуется как средство сберечь часть обычной пищи — для бедных. Автор указывает на близость второго Христова пришествия и общего суда.

Вообще тенденция "Пастыря" — возвратить общество к первобытной христианской простоте жизни и непорочности нравов. Ввиду такой тенденции, некоторые писатели относят его к произведениям монтанистической литературы; другие с этим не согласны, так как "Пастырь" не отрицает иерархию, мученичество не считает необходимым долгом христианина, допускает второй брак, покаяние после крещения и проч. Со стороны Церкви "Пастырь" пользовался особым уважением.

В настоящее время "Пастырь" Ерма известен в пяти редакциях (в греческом подлиннике и в переводах латинском и эфиопском).

Библиография

Издания и комментированные переводы

Hermas. Le Pasteur / Texte, intr., trad. et notes par R.Joly. Reimpression avec suppl.: Paris, 1968 (SC 53 bis).

Brox N. Der Hirt des Hermas übersetzt und erklart. Göttingen, 1991 (Kommentar zu den Apostolischen Vätern 7).

El Pastor de Hermas / Ed. J.J. Ayán. Madrid: Giudad Nueva, 1996 (Fuentes patrísticas 6).

Osiek C. The Shepherd of Hermas: A Commentary. Minneapolis: Fortress, 1999. XXI, 292 p.

Русский перевод

П.А. Преображенского: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских (прилож. к ПО). М., 1860, 223–346.

Писания мужей апостольских в рус. пер. с введ. и прим. прот. П.Преображенского. СПб., 1895; Брюсс. Антол., 165–252, и др.

Последнее переизд.: Герма, Пастырь; Диалоги с ангелами. Утерянные евангелия. М.: Вагриус, 2001, 13–168 (Дидахэ на с. 169–184).

Исследования

Скворцов К. Когда написана книга “Пастырь”? — Труды Киевской Духовной Академии, 1872, т.3, №10, 205–241.

En. Феофан (Говоров), Затворник. Четыре беседы по руководству книги “Пастырь” Ермы. М., 1892. Отрывки: ЖМП 1973, №2, 32–36; №3, 31–32. Переизд. [под другим названием]: Еп. Феофан Затворник. Толкование на книгу св. Ермы “Пастырь”. 1908. (Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни 1999р. 31 с.) (краткое изложение книги).

Феогност (Дерюгин), архим. Книга тайновидца Ерма “Пастырь”. — ЖМП 1957, №9, 50–53.

Giet S. Hermas et les Pasteurs: les trois auteurs du Pasteur d’Hermas. Paris: Presses Universitaires de France, 1963.

Pernveden L. The Concept of the Church in the Shepherd of Hermas. Lund: C. W. K. Gleerup, 1966.

Reiling J. Hermas and Christian Prophecy: A Study of the Eleventh Mandate. Leiden: Brill, 1973 (N.T. Suppl. 37). X, 197 p.

Wilson J.C. Toward a reassessment of the milieu of the Shepherd of Hermas. Its date and its pneumatology. Duke University Durham, NC, 1977 (microfilm). 308 p. [Summary: DA 39, 1978, 326A—327A].

Martín Jose (Pablo). Espíritu y dualismo de espíritu en el Pastor de Hermas y su relación con el judaísmo. — Vetera Christianorum 15, 1978, 295–345.

Folgado Flórez S. Teoría eclesial en el Pastor de Hermas. Madrid: Real Monasterio de El Escorial, 1979. XI, 142 p.

Hellholm D. Das Visionenbuch des Hermas als Apokalypse. Formgeschichtliche und texttheoretische Studien zu einer literarischen Gattung: Methodologische Vorüberlegungen und makrostrukturelle Text­analyse. Lund: Gleerup, 1980 (Coniectanea Bibl. N.T. Ser. 131). 212 S.

Smith M.M. Feminine images in the shepherd of Hermas. Duke University Durham, NC, 1980 (microfilm). 235 p. [Summary: DA 41, 1980, 704A–705A].

Mees M. Der Hirte des Hermas und seine Aussagen über den Heiligen Geist. — Lateranum 47, 1981, 343–355 (об отношении к ветхо­заветной Софии).

Osiek C. Rich and Poor in the Shepherd of Hermas. An Exegetical-Social Investigation. Washington, D.C.: Catholic Biblical Association of America, 1983. XI, 184 p.

Nijendijk (Lambartus Wilhelmus). Die Christologie des Hirten des Hermas. Exegetisch, religions- und dogmengeschichtlich untersucht. Utrecht, 1986. 239 S.

Hilhorst A. Hermas. — Reallexikon für Antike und Christentum (Stuttgart), Bd.XIV, Lief. 108–109, 1988, 682–701.

Leutzsch M. Die Wahrnehmung sozialer Wirklichkeit im “Hirten” des Hermas. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1989 (Forsch. zur Relig. und Lit. des alten und neuen Test. 150). 286 S.

Henne Ph. L’unité du Pasteur d’Hermas. Paris, 1992 (Cahiers de la Revue biblique 31).

Henne Ph. La christologie chez Clément d’Alexandrie et dans le Pasteur d’Hermas. Fribourg, 1992 (Paradosis 33).

Haas C. Die Pneumatologie des “Hirten des Hermas”. — Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt (ANRW). Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Teil II: Principat. Bd.27 (1. Teilband). Religion (vorkonstan­tinisches Christentum: apostolische Väter und Apologeten) / Hrsg. v. W.Haase. Walter de Gruyter. Berlin, New York, 1993, 552–586.

Joly R. Le milieu complexe du “Pasteur d’Hermas”. — Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt (ANRW). Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Teil II: Principat. Bd.27 (1. Teilband). Religion (vorkonstan­tinisches Christentum: apostolische Väter und Apologeten) / Hrsg. v. W.Haase. Walter de Gruyter. Berlin, New York, 1993, 524–551.

Stewart-Sykes A. The christology of Hermas and the interpretation of the fifth similitude. — Augustinianum 37 (2), 1997, 273–284.

Использованные материалы

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/039/39316.htm

http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Hermas.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.