Значение НИКОЛАЙ (КУТЕПОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое НИКОЛАЙ (КУТЕПОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Николай (Кутепов) ( 1924 - 2001 ), митрополит Нижегородский и Арзамасский .

В миру Кутепов Николай Васильевич, родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Волоховского района Тульской области в семье крестьянина.

По окончании средней школы был зачислен в Тульское пулеметное училище и в 1942 году направлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. После ранения (два пулеметных ранения и обморожение конечностей) попал в госпиталь, откуда после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался и в 1943 году возвратился в Тулу .

Награжден медалью "За боевые заслуги" и орденом Отечественной войны II степени.

В сентябре 1944 году поступил на I-й курс Тульского механического института.

Будучи студентом, прислуживал за архиерейскими богослужениями в должности иподиакона.

С октября 1946 года был секретарем Тульского архиепископа.

В 1947 году выбыл из числа студентов механического института.

В сентябре 1950 года поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии .

В 1952 году окончил полный курс Московской семинарии и уволен от должности секретаря.

В 1953 году был принят в клир Вологодской епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе .

12 июля 1953 года рукоположен во диакона к Казанской церкви г. Устюжны .

В июне 1958 года окончил (поступил в 1954 г.) Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен на должность помощника инспектора и преподавателя Киевской духовной семинарии .

В ноябре 1959 года рукоположен в сан священника.

20 декабря 1959 принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской Лавры перед ее закрытием, и в начале 1960 года назначен инспектором Саратовской духовной семинарии .

28 августа 1961 года возведен в сан архимандрита.

10 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского . Хиротонию совершали: митрополиты: Крутицкий и Коломенский Питирим, Херсонский и Одесский Борис; архиепископы: Эдмонтонский и Канадский Пантелеймон, Ярославский и Ростовский Никодим; епископы: Подольский Киприан, Костромской и Галичский Никодим, Таллинский и Эстонский Алексий.

С 9 октября 1963 года - епископ Омский и Тюменский .

16 декабря 1969 года назначен епископом Ростовским и Новочеркасским .

С 1 декабря 1970 года - епископ Владимирский и Суздальский .

9 сентября 1972 года возведен в сан архиепископа.

В связи с кончиной епископа Рязанского Бориса был назначен временно управляющим Рязанской епархией и 11 октября 1972 года освобожден от временного управления Рязанской епархией.

С 17 апреля 1975 года - архиепископ Калужский и Боровский .

11 июня 1977 года назначен архиепископом Горьковским и Арзамасским .

В 1978 году (25 апр.-5 мая) во главе паломнической группы Русской Православной Церкви посетил Св. Землю .

С 9 по 20 окт. 1980 года в составе паломнической группы Московского Патриархата совершил поездку на св. Гору Афон .

27 мая 1981 года на Второй Всесоюзной конференции общества "Родина" избран членом Совета Общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом "Родина".

29 октября 1981 года награжден орденом Преп. Сергия Радонежского II степени в связи с 20-летием архиерейского служения.

С 6 по 21 июня 1984 года вторично посетил св. град Иерусалим и Св. Землю.

С 23 по 31 мая 1985 года в составе делегации общества "Родина" находился с Италии и в том же году с 23 июня по 1 июля во главе делегации Русской Православной Церкви участвовал в праздновании 40-летия встречи на Эльбе в Торгау. (ГДР).

9 сентября 1986 г. награжден орденом св. равноап. кн. Владимира I степени, в связи с 20-летием архиерейской хиротонии.

В 1988 году награжден орденом Трудового Красного Знамени в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси.

С 1990 года член Синодальной Библейской комиссии . С 22 ноября т. г. - член комиссии Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ. С 29 января 1991 года - председатель комиссии по систематизации и описи документов Патриарха Тихона , переданных РПЦ из архива КГБ СССР.

С 25 февраля 1991 года - митрополит.

Почетный гражданин Нижнего Новгорода .

В День Святого Духа 4 июня 2001 года отслужил последнюю Божественную литургию в Троицкой соборной церкви Нижнего Новгорода .

20 июня 2001 года Владыка Николай был доставлен с инфарктом в реанимацию 1-й Градской больницы и скончался в 8:45 21 июня 2001 г.

Воспоминания

Татьяна Упирвицкая. Журнал "Самокат" N6, июнь 2005

Я познакомилась с митрополитом в ноябре 1990 года. Мне, студентке филологического факультета ННГУ, дали задание написать серию очерков о нижегородских святых. Я отправилась в епархию к тогда еще архиепископу Горьковскому и Арзамасскому Николаю за помощью и благословением. Зная, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят, постаралась соответствовать облику женщин, работающих в церкви. Повязала на свою коротко стриженную кудрявую голову маленький шелковый платок, который все время сползал, а я смущалась от этого. Владыка наблюдал за мной с улыбкой и, наконец, спросил: - А ты, радость моя, и дома в платочке ходишь? Коли нет, так и снимай этот маскарад! А когда в церковь пойдешь, надень платочек подлиннее, чтобы не падал. Сказал он это так по-доброму и так весело, что смущение мое улетучилось и нужные слова сразу вспомнились... - Никогда, дочь моя, не пытайся быть тем, кем ты не являешься, - учил меня владыка, - получится либо грустно, либо смешно. Совершенствуй то, что в тебя Господь заложил, делай свое дело и живи по совести, а больше ничего и не нужно. Запомни: непосильного креста Господь никому не дает!

...Владыка вспоминал отца, который умер в 43-м, как человека сурового и справедливого, за которым, как за каменной стеной, никогда не было страшно. - В моем роду все дяди по линии отца были людьми могучими, здоровыми и все служили в царской гвардии. Один из них, Семен Федорович Кутепов, остался в армии и после революции, воевал в Великую Отечественную и даже вошел в русскую литературу в образе генерала Серпилина в романе Константина Симонова «Живые и мертвые».

...О войне владыка Николай вспоминать не любил. На вопрос: «Как Вы воевали?» говорил всегда одно: «Воевал, как все воевали, в самом высоком звании - рядовой». Пройдя двухмесячную подготовку в оружейно-пулеметном училище, он вместе с другими новобранцами отправился на фронт. Была у него с собой нательная иконка, которой Варвара Ивановна, отправляя сына на фронт, благословила, да только ее вместе с крестом на первом же медосмотре сняли.

...- Нас отправили в Ртищево, там посадили на поезд, довезли до станции Филонове, а уже оттуда под сталинградский Калач мы пешком топали. Но моя война закончилась весьма прозаически. После оттепели ударил лютый мороз. Мы попали под обстрел. Я схлопотал две пули, был контужен. Пролежал несколько часов без сознания, засыпанный землей. Получил обморожение. Нашли меня однополчане, привезли в госпиталь. Руки спасли, а вот трети обеих ступней я лишился.

......Он не любил говорить о своих ногах. Было такое впечатление, что митрополит сам о них не помнит. Служил многочасовые службы, часто ездил по области. Ни разу не показал, как тяжело ему подчас не только ходить, но даже стоять. Лишь однажды, в частном разговоре, он разоткровенничался и рассказал, как именно проходила ампутация. - Военный госпиталь, походный. Медикаментов не хватало. Мне дали жестяную кружку водки, потом сунули в зубы палку, сказали: терпи. Один доктор навалился на меня, а другой стал пилить... Я, пока операция шла, эту палку так искусал... Должны были полностью стопы убрать, до пяточной кости, но доктора меня пожалели, видишь, все-таки бегаю как-то... «Бегаю» - именно так он творил даже тогда, когда ноги болели нестерпимо, когда спустя пятьдесят лет раны открывались и костные осколки продолжали выходить. После особенно долгих и трудных великопостных служб, когда владыка Николай звонил узнать о делах, все шутил: «Я с тобой, дочь моя, разговариваю, а сам ноги на столе держу, почти что выше головы...»

...- В моей жизни, - говорил владыка, - было три человека, которые сыграли огромную роль в моем становлении. Всю свою жизнь я стремлюсь в чем-то походить на них. Первым стал архиепископ Виталий (Введенский) . Второй - митрополит Антоний (Марченко) , человек архисложной судьбы. Я долгое время иподиаконствовал при нем, был его личным секретарем и вторым келейником. Владыку Антония обвинили в антисоветской деятельности, арестовали и отправили в «места не столь отдаленные» на 25 лет, а ему в ту пору было 67. Он погиб в лагерях. Я очень переживал, именно тогда впервые и подумал о том, чтобы принять монашество. За то, что я был связан с митрополитом Антонием, меня целый месяц держали, если так можно выразиться, «под домашним арестом». В девять часов утра я являлся в органы государственной безопасности, где меня «мариновали» до двух часов ночи, а в два часа начинался допрос. Потом меня отпускали домой поспать, а с утра все повторялось снова. Тульский епископ от меня отказался, даже написал в Священный синод, чтобы в Тулу меня священником не присылали, и тогда третий важный человек в моей жизни - владыка Вологодский Гавриил (Огородников) - не побоялся и принял меня вопреки всему.

...Вот документ, свидетельствующий об отношении властей к молодому епископу: «Определенную озабоченность вызывает деятельность молодых правящих архиереев, которые в разное время привлекались к зарубежной работе, а внутри страны нередко проявляют религиозную активность, не считаясь с рекомендациями уполномоченных совета и местных органов власти. К их числу относятся архиереи Николай Владимирский, Владимир Иркутский... и другие».

...он перенес два инфаркта, врачи ограничили его рабочее время, он все равно продолжал принимать до последнего человека: - Я старая лошадка, коли запрягли, то буду тянуть, пока не упаду. Тяжелее всего ему было переносить необходимость лечения. Чуть становилось полегче - владыка уже на ногах: «Не могу больше, все бока отлежал».

Ему всегда можно было дозвониться в кабинет или домой. Он никогда не прятался за спины секретарей и келейников (их, кстати у него не было), мог даже дать нагоняй за то, что его постеснялись побеспокоить вечером, решая какой-нибудь важный вопрос.

Труды

Речь при наречении во епископа Мукачевского. ЖМП. 1961, № 11, с. 41.

"На торжествах Грузинской Православной Церкви". ЖМП. 1972, № 9, с. 47-51.

Литература

ЖМП. 1961, № 9, с. 5; № 11, с. 41-45.

-"-, 1963, № 3, с. 9; № 5, с. 11,13; № 6, с. 10; № 11, с. 3.

-"-, 1966, № 10, с. 17.

-"-, 1967, № 5, с. 34; № 10, с.9; № 12, с. 21.

-"-, 1968, № 1, с. 26.

-"-, 1969, № 1, с.8.

-"-, 1970, № 1, с.5, № 11, с.4.

-"-, 1971, № 1, с.3, № 2, с.26; № 6, с. 2; № 8, с. 46; № 12, с. 24.

-"-, 1972, № 1, с.19; № 3, с. 18; № 7, с. 24; № 10, с. 1, 32; № 11, с. 2.

-"-, 1973, № 1, с. 25-26; № 4, с. 44; № 11, с. 9, 27; № 12, с. 19.

-"-, 1974, № 3, с. 29; № 5, с. 21; № 7, с. 18; № 9, с. 24.

-"-, 1975, № 2, с. 24; № 6, с. 5; № 7, с. 22.

-"-, 1977, № 5, с.6; № 8, с.3.

-"-, 1978, № 1, с. 29; № 4, с. 4; № 7, с. 14; № 10, с. 8, 9; № 12, с. 10, 25.

-"-, 1979, № 2, с. 19; № 3, с. 25; № 12, с.6.

-"-, 1980, № 8, с. 27; № 9, с. 10, 42; № 12, с. 28.

-"-, 1981, № 5, с. 15; № 9, с. 6, 48.

-"-, 1982, № 1, с. 20; № 4, с.3; № 8, с. 47.

-"-, 1983, № 1, с. 11; № 5, с. 8; № 8, с. 4; № 10, с. 41; № 12, с. 9.

-"-, 1984, № 5, с. 8; № 9, с. 35; № 10, с. 13.

-"-, 1985, № 8, с. 8; № 10, с. 4; № 11, с. 35; № 12, с. 10.

-"-, 1986, № 11, с. 3.

Журнал "Самокат" N6, июнь 2005

Внешние ссылки

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1705

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.