Значение ЛЬВОВСКИЙ ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

ЛЬВОВСКИЙ ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Львовский Григорий Фёдорович ( 1830 - 1894 ), выдающийся регент и духовный композитор.

Родился неподалеку от Кишинёва в 1830 году, в семье церковного псаломщика Фёдора Львовского. Находясь постоянно в храме, в буквальном смысле “с пеленок” осваивал юный Григорий церковное чтение и пение. Естественным было получение духовного образования и, со временем, места отца.

Однако, во время обучения в Кишинёвской духовной семинарии становятся очевидными незаурядные музыкальные способности Львовского, и по окончании семинарского курса он едет не домой, а в Санкт-Петербург , где успешно поступает в Придворную певческую капеллу , директором которой был тогда А. Ф. Львов .

Закончив обучение в капелле и получив диплом регента , Львовский возвращается на родину, и ему сразу предлагают место регента архиерейского хора в Кишинёве. Но в этой должности он проработал меньше двух лет. В Петербурге не забыли талантливого юношу и когда потребовался регент в Александо-Невскую лавру , по рекомендации Львова он был вызван обратно в столицу.

Спустя два года двадцатисемилетнего Львовского ждало еще одно, на сей раз уже окончательное, повышение — он становится регентом Петербургского митрополичьего хора и ему поручено заведовать хором Исаакиевского собора . В этом качестве Григорий Львовский прослужил 35 лет, выйдя в отставку по состоянию здоровья лишь за год до смерти. Скончался он 5 октября 1894 года.

Большой талант в сочетании с огромным практическим опытом регента позволили Львовскому стать одним из лучших церковных композиторов своего времени. В своих переложениях он старался в точности сохранить подлинную мелодию древних напевов, не меняя ее оригинального ритма. Помещая обыкновенно древний напев в верхнем голосе, он сохраняет его в неприкосновенности и не затеняет остальными голосами, имеющими, однако, свою физиономию и движущимися свободно. Несмотря на простоту и умеренность в диссонирующих сочетаниях, гармония его песнопений разнообразна и интересна, а их музыкальное содержание близко отвечает церковным текстам. В этом он был последователем идей Львова, изложенных в его работе О свободном, или несимметричном ритме . О своем подходе к гармонизации распевов сам Львовский писал так: Наши гласовые и другие древние церковные песнопения имеют в своем основании не общемузыкальные гаммы (мажорные и минорные), а древние греческие лады, или древние тональности; гармонизация этих мелодий по общемузыкальным правилам хотя и возможна, но при соблюдении означенных правил мелодия по необходимости должна терпеть изменения и терять свой естественный характер, - почему и гармоническое сопровождение древних песнопений, ввиду желания сохранить их в целости и неприкосновенности, по моему крайнему разумению, должно совершаться при иных условиях. Знакомство с древними тональностями заставило меня часто и подолгу вдумываться в свойство и характер наших церковных песнопений и навело меня на мысль применить к их гармонизации правила строгого стиля.

Оригинальные сочинения Львовского несколько свободнее, но и в них видно, что главная цель автора – прежде всего передать содержание молитвенного текста в соответствующей форме. Во многих случаях (как, например, в знаменитом «Ныне силы») ему это несомненно удавалось. Издано свыше 50 его сочинений и переложений древнерусского, греческого, болгарского и греко-славянского распевов. Выделяются четыре «херувимских», «Степенны шестого гласа» и «Подобны восьми гласов». Многие из его произведений и обработок заслуженно стали классикой церковного пения в одном ряду с Бортнянским и Львовым.

Литература

статьи М. Лисицына:

Русская Музыкальная Газета , 1895.

Духовный Вестник , 1898.

статьи К. Нелидова:

Русская Музыкальная Газета , 1899.

Использованные материалы

Статья проекта Русский биографический словарь :

http://www.rulex.ru/01120469.htm

На клиросе , №?, 1998.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.