Значение ЛИОНСКАЯ УНИЯ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ЛИОНСКАЯ УНИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

В 1261 Латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1259 - 1282) при содействии генуэзцев отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю .

Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное. Последний латинский император в Константинополе Балдуин II отправился на Запад и умолял папу и государей помочь ему возвратить потерянный престол.

Папа Урбан IV , потерявший с завоеванием греками Константинополя не менее Балдуина, принял его сторону, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал распространять воззвания к новому крестовому походу против Константинополя.Тесть Балдуина Карл Анжуйский , овладевший тогда Неаполем и Сицилией , стал готовиться к войне с Палеологом.

В то же время против Палеолога вооружались болгары , а латинские князьки Пелопоннеса , оставшиеся независимыми после падения Латинской империи, начали наступательные движения против Константинополя. Волнения внутри империи довершали запутанность дел.

Михаил VIII Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него — и затем ослепив — Иоанна , малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса . Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ.

Новый патриарх Герман , заменивший сосланного Арсения, вследствие народного ропота должен был оставить кафедру. Когда затем поставлен был патриархом царский духовник Иосиф , многие из духовных и мирян не хотели признавать Иосифа патриархом и образовали сильную партию сторонников Арсения. Нашелся слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем.

Находясь в таких затруднительных обстоятельствах, хитрый Палеолог рассчитал, что нападение Карла Анжуйского он может остановить при помощи папы, а с остальными внутренними и внешними врагами — управиться собственными средствами. Немедленно по взятии Константинополя он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV и послал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями касательно соединения церквей.

Переговоры не привели к положительным результатам главным образом потому, что папы не доверяли Палеологу. Только с 1271 , когда папский престол вступил Григорий X , сильно желавший соединения церквей — конечно, с подчинением Восточной Церкви Западной,— переговоры о соединении пошли успешнее.

Григорий X пригласил Палеолога на назначенный им в 1274 Лионский Собор для решения вопроса о соединении церквей. В числе условий соединения папа выставлял принятие греками латинского чтения символа (с прибавлением filioque ) и признание главенства папы. Посольство, привезшее письмо папы, было принято императором внимательно, но греческое духовенство с патриархом Иосифом во главе было против унии .

Палеолог призвал к себе патриарха и епископов и уговаривал их согласиться на соединение с Римской Церковью, представляя, что условия, предложенные папой, исполнимы: поминать папу в богослужении нисколько не противно Восточной церкви, признавать его братом и даже первым не унизительно; что же касается права апелляции к папе, то оно на самом деле не будет существовать, так как «в сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море». О чтении символа с прибавлением filioque император ничего не говорил. Вообще он старался представить Унию как дело, имеющее характер чисто политический.

Патриарх и епископы, несмотря на эти убеждения, все-таки не соглашались на унию. Патриарший хартофилакс, ученый Иоанн Векк по поручению патриарха высказал перед императором, что латиняне на самом деле — тайные еретики . Векк был заключен в тюрьму, но впоследствии Палеологу удалось привлечь его на свою сторону.

Палеолог написал папе, что он пришлет на Лионский Собор уполномоченных от Восточной Церкви. Императора затрудняло только противодействие патриарха, разославшего восточным епископам окружное послание против соединения с латинянами. Иосифу предложено было удалиться на время в монастырь с тем, что если Уния не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится, то он совсем откажется от патриаршества.

Иосиф волей-неволей согласился; Палеолог, заготовив с единомышленными ему епископами грамоту от греческого духовенства к папе, снарядил посольство на Лионский собор. В числе послов были, между прочим, бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит . Они прибыли в Лион , когда там уже собрались папа и латинские прелаты.

Четвертое заседание Собора было посвящено вопросу о соединении Церквей. Никаких рассуждений о расхождениях между Церквами не допускалось. Папа заявил Собору, что греки добровольно приходят в повиновение Римской Церкви. Затем прочитаны были письма к папе Михаила Палеолога и его сына Андроника. В этих письмах, как и в грамоте от имени греческого духовенства, выражалась полная покорность папе; император просил только оставить грекам символ без filioque.

Великий логофет Георгий Акрополит дал от имени Михаила Палеолога присягу в том, что он отрекается от всякого разделения с Римской Церковью и обещает нерушимо сохранять ее исповедание веры и признавать ее первенство. Такую же присягу дали от лица греческого народа духовные лица, бывшие в числе послов. В заключение пропели «Тебе Бога хвалим» и символ веры с прибавлением filioque; уния между Церквами Восточной и Западной состоялась. Греческие послы, получившие за свою уступчивость богатые подарки, возвратились в Константинополь ; вместе с ними прибыло посольство и от папы.

Палеолог был весьма доволен исходом дела на Лионском Соборе, так как вслед за утверждением унии папа настоял на том, чтобы между Византией и Карлом Анжуйским был заключен мир. Оставалось только ввести унию в греческой церкви. Патриарх Иосиф был объявлен низложенным; на его место возведен был Векк . В богослужении приказано было поминать Григория X как «верховного архиерея Апостольской Церкви и вселенского папу».

Дело унии было, однако, не прочно. Только император с партией своих приверженцев принял ее; масса духовных и мирян не хотела иметь никакого общения с Римской Церковью. Со стороны православных стали раздаваться проклятия на униатов; с ними не хотели иметь никаких сношений, считали даже за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Палеолог пытался ласками привлечь на свою сторону православных. Когда это не удалось, начались ссылки, заключения в тюрьмы, ослепление, отсечение рук, рвание ноздрей и т.п. Преследования падали больше всего на духовенство. Император не щадил даже своих родственников.

В то же время Векк старался привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Все было бесплодно: греки не принимали унию. Между тем в Риме узнали, что в Греческой Церкви Унии не существует. Папа Григорий X и следовавшие за ним не тревожили еще Палеолога, но папа Николай III желал видеть унию осуществленной на деле. Он прислал в Константинополь легатов, которым поручил настоять на полном введении Унии с принятием латинского чтения символа и с подчинением папе.

Палеолог сумел выйти из затруднения. Послам оказывали почтение; император уверял их в своей преданности папе и унии, приказал составить от имени греческого духовенства грамоту, в которой излагалось учение Римской Церкви, принимаемое будто бы Церковью Греческой (подписи епископов на грамоте были поддельные) и вручил ее легатам, показывая им тюрьмы, в которых заключены противники унии; наконец, двоих противников унии он отослал даже к папе на суд, но папа возвратил их без наказания.

Успокоенный, Николай III заключил с Палеологом тайный союз против Карла Анжуйского . В 1281 на папский престол вступил Мартин IV . Зная, что унии не существует в Греческой Церкви, он с презрением отослал послов Палеолога, а его самого отлучил. Палеолог, раздраженный таким образом действий папы, запретил поминать его при богослужении, но унии все-таки формально не уничтожил.

Карл Анжуйский, несвязанный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, но последний одержал верх, за что папою еще раз был отлучен от Церкви. Со смертью Палеолога ( 1282 ) окончилась Лионская уния. Сын и преемник его Андроник II ( 1283 - 1328 ) стал на сторону православных.

В 1283 в Константинополе был созван Собор , на котором осуждено было главное римское заблуждение — учение об исхождении Святого Духа и от Сына . В то же время судили и преследовали униатов, и прежде всего Векка , который был низложен и сослан в заточение. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь как оскверненные.

Использованные материалы

Христианство: Энциклопедический словарь в 3 т. , Большая Российская Энциклопедия, 1995.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.