Значение ИРИНАРХ (ПОПОВ) в Православной энциклопедии Древо

ИРИНАРХ (ПОПОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иринарх (Попов) ( 1790 - 1877 ), архиепископ Рязанский и Зарайский , духовный писатель.

В миру Попов Яков Дмитриевич, родился около 1790 г. в с. Долгом , Курского уезда в семье священника.

С 1804 г. обучался в Курской семинарии .

В 1814 г. поступил в Петербургскую духовную академию .

18 июля 1817 г. окончил курс Петербургской академии со степенью кандидата богословия .

1 августа того же года пострижен в монашество ; 6 августа - рукоположен во иеродиакона , а 8 августа - во иеромонаха .

24 июля 1818 г. назначен инспектором Орловской семинарии : 16 сентября утвержден в степени магистра .

18 июня 1819 г. послан в Милан к домовой церкви маркизы Терцы, урожденной княгине Голицыной.

В августе 1824 г. перемещен в Императорскую Российскую миссию во Флоренции .

В 1827 г. переведен в Рим .

В феврале 1831 г. назначен архимандритом Ярославского Толгского монастыря .

В январе 1833 г. послан с миссией в Грецию к церкви в Афинах .

В 1835 г. возвратился в Россию. Награжден орденом Владимира 3-й степени.

3 мая 1836 г. хиротонисан во епископа Старицкого , викария Тверской епархии.

С 15 сентября 1836 г. - епископ Рижский , викарий Псковской епархии.

Служение Иринарха (до епископства) за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге.

Пять лет преосвящ. Иринарх трудился в Риге на пользу православной церкви. Прежде всего он приступил к обращению раскольников к единоверию и имел в этом деле значительный успех. При Иринархе произошло первое массовое движение латышей к соединению с православной церковью. Преосвященный сочувственно отнесся к этому движению. Но действия его вызывали недовольство среди немецких баронов, не желавших укрепления православия среди латышей. На преосвящ. Иринарха посыпались доносы, его обвиняли в том, что он является виновником якобы начинающегося бунта против правительства. Эта клевета имела успех.

7 октября 1841 г. уволен по жалобе на него рижских помещиков. Преосвященный был вывезен из Риги почти как "арестант". Произведенное затем следствие доказало невиновность еп. Иринарха.

В том же 1841 году назначен епископом Острогожским , викарием Воронежской епархии.

12 января 1842 г. назначен епископом Вологодским .

С 12 ноября 1844 г. - епископ Кишиневский . Вице-президент Тюремного комитета.

14 апреля 1845 г. возведен в сан архиепископа .

17 марта 1858 г. перемещен на кафедру Каменец-Подольскую .

20 декабря 1863 г. переведен на Рязанскую кафедру .

29 августа 1867 г. уволен на покой по болезни в Рязанский Спасский монастырь .

В 1868 г. переведен в Рязанский Троицкий монастырь .

Скончался 25 сентября 1877 г. Погребен в Рязанском Троицком монастыре.

По своему образованию и по своим выдающимся нравственным качествам был замечательным человеком своего времени. Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником. Жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости.

В последние годы жизни преосвящ. Иринарх постоянно углублялся в созерцание тайн мира невидимого. Его занимали вопросы о бессмертии души, о будущем суде, о загробном состоянии.

Скончался преосвященный, как и жил, совершенным бессребреником.

После него остались его сочинения, которые он издал в 1868 г. в 10 книгах. Посылая их в 1874 г. к редактору " Вологодских епархиальных ведомостей ", он просил напечатать список их в надежде, что, может быть, кто-нибудь выпишет эти книжки и воспользуется ими и послужат они, по слову апостола, к обращению грешника от пути заблуждения, ко спасению души его от смерти.

Труды

Семь слов о вере оправдывающей, о необходимости добрых дел в деле спасения, о расположении потребных в молитве и о некоторых условиях молитвы. М., 1868.

Слова на некоторые праздничные и высокоторжественные дни. М., 1868.

Поучительные слова на воскресные дни: Т. 1-2. М., 1866.

Слова на девять воскресных дней, начиная с недели перед Рождеством до недели всех святых и в неделю пред Воздвижением. М., 1868.

Поучительные слова на катихизис Православной церкви, как-то: на Символ веры, молитву Господню, заповеди Божии и евангельские блаженства: Ч. 1-4. М., 1868.

Беседы на некоторые воскресные дни. М., 1868.

Письма (к гр. Павлову). Риж. еп. вед., 1889, № 15, 16, 24, Ряз. еп. вед., 1898, № 7-8, с. 287.

Историч. очерк православн. церкви в греч. королевстве, 1836.

Проповеди (изданные в нескольких томах). Рязан. еп. вед., 1870, № 7; Странник, 1869, март; 1873, январь, с. 169.

О положении правосл. церкви в Греции. (Христ. чтен., 1893, сентябрь, октябрь).

Литература

Пархомович И. Деятельность еп. Иринарха в период его управления Кишиневской епархией. Кишинев, 1911.

Его же Архипастыри Кишиневской еп. Кишинев, 1910, введение, с. XI, XII, XIII.

Его же Иринарх в управл. Кишин. еп. (1844-1858). Кишинев, 1911.

Пассит Г. А. Из истории правосл. в Прибалт. крае. Рига, 1895.

Роосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 170, 171, 172.

Булгаков, с. 1397, 1398, 1402, 1408, 1411, 1414.

Толстой Ю., № 288.

Строев П., с. 839.

Списки архиереев, № 288.

Юбилейный сборник, с. 531, 540, 556.

Летопись Е. А., с. 800.

Сборник рус. истор. общ., т. 60.

Труды Бессарабск. церк. истор.-археолог. общ-ва, под редакцией Курдиновского В. вып. 5-1. Кишинев, 1910, с. 12.

Труды Подольск. еп. истор.-стат. ком., в VIII. Каменец-Подольск, 1895.

Историко-стат. опис. Рижской еп., вып. 2-й.

Прибалтийский сборник, т. 3, 4.

Ряз. еп. вед., 1867, № 5, 1877, № 15.

Кишинев. еп. вед., 1877, № 20 и 21, 1882, № 11.

Прав. собес., 1900, ноябрь, с. 480.

Приб. к Ц. В., 1900, № 11, с. 433.

Изв. Казан. еп., 1867, № 20, с. 546, 1869, № 4, с. 98.

Самар. еп. вед., 1867, № 23, с. 445.

Истор. вестн., 1889, август, с. 447.

Прав. обозрен., 1865, апрель, с. 196-199; 202-209, 1886, кн. 5, 6, 7 (статья прот. Морошкина "О деле латынском при Иринархе").

Христ. чтение, 1890, май-июнь, с. 753-763.

Рус. архив, 1887, кн. 2-я, с. 455; кн. 3-я, с. 43-47, 50, 57, 59, 70-72, 215, 236, 284, 292 (Филарет, архиеп. Черниговский), 1893, кн. 2-я, с. 149 (Из писем А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву), 1895, кн. 1-я, № 2, с. 195; № 4, с. 424, кн. 3-я, № 9, с. 79, 1897, кн. 1-я, с. 222, 426-427; кн. 2-я, с. 51, 52; кн. 3-я, с. 541-545 (Записки гр. М. Д. Бутурлина), 1899, кн. 2-я, № 6, с. 207 п/с. 1. (Архиеп. Иаков Вечерков).

Ж. П. Б., XII (декабрь), с. 521-531, 551.

БЭЛ, т. III, с. 713-714, 847; т. X, с. 527-528.

БЭС, т. I, с. 541; т. II, с. 1321, 1833, 1974.

РБС, т. VIII, с. 131-132.

Н. Д., с. 37, 42, 48, 62, 72, 77.

Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1837

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.