Значение ИОАНН (ШАХОВСКОЙ) в Православной энциклопедии Древо

ИОАНН (ШАХОВСКОЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоанн (Шаховской) ( 1902 - 1989 ), архиепископ б. Сан-Францисский ( Православная Церковь в Америке ).

В миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился в Москве 23 августа 1902 года. Князь происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. "Чувством русскости", по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора [1] .

Первое образование получил в Санкт-Петербургском Александровском лицее [2] .

В 1919 году Димитрий участвовал в боях в составе Белой Гвардии.

Летом 1920 года покинул Россию из Крыма.

Начал учиться в 1921 году и в Париже в Ecole Libre des Sciences Politiques.

Следующее образование получил в Бельгии , в знаменитом старинном Лувенском католическом университете, за 3 года пройдя курс исторического отделения философско-словесного факультета [3] .

Сотрудничал с русскими журналами, публиковал стихи. Студентом издавал журнал "Благонамеренный" (1926 г.).

Именно в Бельгии, в 1926 году, ранней весной он "был призван к монашеству" [4] .

23 августа 1926 года "в день своего исполняющегося 24-х летия, на рассвете, я был пострижен в одной из церковных параклисов Пантелеймоновского монастыря и наречено мне было имя Иоанна, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде" [5] .

Затем была учеба в Богословском институте преподобного Сергия Радонежского (Париж). С принятием священного сана от митрополита Вениамина (Федченкова) он получил благословение настоятелем в русскую общину города Белая Церковь (Сербия), где был законоучителем Крымского Корпуса, преподавателем Пастырской школы и основателем Православного Миссионерского книгоиздательства "За Церковь!".

После этого он около года пребывает в Париже , а в 1932 году назначается настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине .

Позднее архиепископ Иоанн вспоминал: "Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но ... стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население" [6] .

Издавал журнал "За Церковь!" (Берлин, 1932-1936). Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. Его издательское дело ликвидирует гестапо , конфискуется даже православное издание Библии [7] .

По завершении войны тогда еще архимандрит Иоанн переезжает в Париж , а в начале 1946 года - в Соединенные Штаты Америки ходатайством своего духовного сына, известного авиаконструктора И.И.Сикорского. Через год Архиерейский Собор Американской Митрополии избирает его во епископы .

11 мая 1947 в Нью-Йорке рукоположен в сан епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской Академии в Нью-Йорке .

На сайте _ http://www.ancestry.com_ удалось отыскать любопытный документ: оказывается еще в октябре 1949 года Владыка значился как STATELESS, то есть "не имеющий гражданства". И в то же время в графе национальность отмечен как American. Это мы узнаем из документа: Passanger Manifest; Pan American Airways, Inc. Aircraft N-1031 V U.S.A. Flight no. 101/2 London, England to New York, U.S.A. October 2nd 1949. Из 55 пассажиров 45-ое место за Владыкой: "SHAHOVSKOY, JOHN". А его домашний адрес записан следующим образом: "59.E. 2nd St., N.Y.C.".

Примыкал к Феофиловской ориентации [8] .

В декабре 1947 г. был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии и Св. Синодом наложено на него запрещение за упорное противление к воссоединению с Московской Патриархией и за незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией.

С 1948 года периодически, с 1951 года регулярно, а с 1953 года еженедельно вел на радиостанции "Голос Америки" свои "Беседы о вере". Владыка так говорил:

"Каждый воскресный день с начала пятидесятых годов я имел радость входить словом своим во многие дома и корабли мира, где понятно русское слово, и слух человека открывается к великой истине о Боге, Отце людей, и о живой, бессмертной человеческой душе .

За это он попал в СССР в разряд антисоветчиков, и на архипастыря было возведено гонение со стороны советских журналистов и партийных функционеров (см. журналы :Юность", "Коммунист" за 1960-е годы).

С 1950 г. - епископ Сан-Францисский и Западно-Американский .

В 1961 г. возведен в сан архиепископа .

Принимал участие, как делегат Американской Митрополии, в главных экуменических конференциях. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Окормлял православных американцев в ходе войны в Корее, которая велась с участием США и СССР.

Архиепископ Иоанн был одним из главных ратников за Автокефальную Американскую Церковь. По этому поводу он имел свою точку зрения: Америка достойна иметь свою Православную Церковь, которая сможет объединить разноплеменные народы. И в 1970 году Русская Православная Мать-Церковь даровала автокефалию американцам. Однако до сих пор ряд Поместных Церквей не согласны с решением русских, во главе этого неприятия стоит Константинопольский Патриархат.

С 1978 г. на покое, жил в Санта-Барбаре .

Скончался 30 мая 1989 года, похоронен в Санта-Барбаре, на сербском кладбище.

Труды

Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. Печатался также под псевдонимом Странник.

Список его трудов:

Церковь и мир: Очерки. Белая Церковь: Православное Миссионерское книгоиздательство, 1929. 51 с.

Слава Воскресения. Белая Церковь: Православное миссионерское книгоиздательство, 1930. 48 с.

Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония. Париж.

Православно-миссионерское книгоиздательсво, 1931. 31 с.

Белое иночество. Берлин: За Церковь, 1932. 88 с.

О перевоплощении: Диалог. Брюссель: За Церковь, 1932. 26 с. (2-е издание. Париж, 1938)

Притча о неправедном богатстве: (Стенографическая запись лекции). Берлин: За Церковь, 1932. 14 с.

Возможно ли братство религий? Париж, 1934.

Иудейство и церковь по учению Евангелия. Берлин: За Церковь, 1934. 16 с.

Жизнь. Берлин, 1935. 65 с.

Пресвятая. Берлин.

Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936.

Летопись: Орган православной культуры. № 1-2. Берлин, 1936-1937.

Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937. 36 с.

Путь на север. Берлин: За церковь, 1938. 80 с.

Философия православного пастырства. Берлин, 1938. 167 с. (Переиздание: СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1996. 494 с.)

Пророческий дух в русской поэзии: Лирика Алексея Толстого. Берлин: За церковь, 1938. 42 с.

О прославлении отца Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938.

Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938. 38 с.

Правило духа. Париж, 1938.

Семь слов о стране Гадаринской. Берлин: За церковь, 1938. 40 с.

Испанские письма. Берлин, 1939.

Толстой и Церковь. Берлин: За Церковь, 1939. 203 с.

Слова ("О молитве", "О благотворительности", "Свет", "Два человека", "Дочь Царства"). Берлин: За церковь, [б/г]. 24 с.

Сирены. Брюссель, 1940. 19 с.

Тайна Церкви. Нью-Йорк.

Слово при наречении во епископа Бруклинского. Нью-Йорк, 1947. 27 с.

Человек и страх. Нью-Йорк, 1948. 51 с.

Епископы, священники, миряне. Нью-Йорк, 1948.

Пути Американской Митрополии (К трехлетию 7-го Собора: Итоги, выводы, перспективы). Нью-Йорк, 1949. 24 с.

Десять слов о вере. Буэнос-Айрес, 1950.

Время веры. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1954. 405 с.

Вера и ответственность. Нью-Йорк, 1954. 13 с.

Еще некоторое прикосновение к ранам. Нью-Йорк, 1956. 15 с.

Русская Церковь в СССР. Нью-Йорк, 1956. 16 с.

Сеть. Сан-Франциско, 1957.

Записи о любви к Богу и человеку. Нью-Йорк, 1959. 114 с.

Письма о вечном и временном. Нью-Йорк, 1960. 258 с.

Письма к верующим. Сан-Франциско, 1962.

Листья древа. Нью-Йорк, 1963. 404 с.

Православие в Америке. Нью-Йорк, 1963. 24 с.

Книга свидетельств. Нью-Йорк, 1965. 377 с.

Книга лирики. Париж, 1966. 44 с.

Диалог с церковной Россией. Париж, 1967. 113 с.

Упразднение месяца: Лирическая поэма. Нью-Йорк: Новый журнал, 1968. 138 с.

Утверждение поместной Церкви. Нью-Йорк, 1971. 24 с.

Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк, 1972. 245 с.

Избранная лирика. Стокгольм, 1974. 227 с.

Биография юности: Установление единства. Париж: УМСА-Рress, 1977. 418 с.

Апокалипсис мелкого греха. СПб., 1997. 143 с.

Беседы с русским народом (По материалам книги "Время веры"). М.: Лодья, 1998. 159 с.

Избранное: В 2-х тт. Нижний Новгород: Братство св.Александра Невского, 1999.

О тайне человеческой жизни. М.: Лодья, 1999. 191 с.

L'Affaire Ossipov, in: Le Messager Orthodoxe II, 10(1960)14-18.

Dialog s cerkovnoj Rossiej. Paris 1967. 113 S.

Foi et Certitude. Autobiofraphie, tome II. California 1982 (russ.).

The Orthodox Pastor: Outline of Pastoral Theplogy. Crestwood 1966. 117 S.

Pnevmatologija edinstva, in: Vest. russ. chr. dv. 62/63(1961) 39-50.

Teorija dvupravorucnosti svjatogo Kassiana, in: Vest. russ. chr. dv. 111(1974)8-16.

Vremja very (Radiopredigten). New York 1954. 40 S.

Установление единства. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. 256 с.

Философия православного пастырства. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 160 с.

Литература

"ЖМП" 1948 г., № 1, с. 11.

Orthodox America 1794-1976, S. 225.

Ki0 5(1962)27.

IKZ 41(1951)23; 44(1954)14; 137.

W. Gunther, Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920-1950. Sigmaringen 1982, S. 17.

K 80-letju archiepiskopa Ioanna Sachovskogo. Interv'ju 'Vestniku RChD' 2.2.1982 goda, in: Vest. russ. chr. dv. 137(1982)273-280.

Orthodoxia: 1986-1987. - Regentsburg, 1988.

Использованные материалы

Архиепископ Иоанн. Установление Единства

http://www.rusk.ru/st.php?idar=19654

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3718

Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г.

Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8).

Архиепископ Иоанн С.Ф. (Шаховской). Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк. 1972.

[1] Архиепископ Иоанн. Установление Единства.

[2] Свое начало лицей берет в Царском селе. Однако 6 сентября 1843 года бывший Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским

[3] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г. - стр. 8

[4] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г. - стр.10

[5] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского... 11 мая 1947 г. - стр.12

[6] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3718

[7] Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8)

[8] ortho-rus.ru

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.