Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
II Государственная дума (февраль - июнь 1907 г.)
Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали. Большую активность проявили и правые политики. II Государственная дума, как и I Государственная дума , по составу оказалась резко оппозиционной правительству. Кадеты вновь составляли в ней относительное большинство, но не столь убедительное, их потеснили и слева, и справа.
Со стороны Святейшего Синода не было возражений против участия в избирательной кампании священнослужителей. Депутатами стали Чигиринский епископ Платон (Рождественский) и Холмский епископ Евлогий (Георгиевский) , а также 11 священников. Епископы Платон и Евлогий стали членами правой фракции, а большинство священников примкнули к левым депутатам. Так, священник Григорий Петров вошел во фракцию кадетов , священники Константин Колокольников , Александр Архипов , Феодор Тихвинский присоединились к революционным группам. Все четверо за свою политическую деятельность и неподчинение священноначалию были лишены священного сана. В Думе возникла также крупная мусульманская фракция, в которую вошли 30 депутатов.
II Государственная дума была открыта 20 февраля 1907 г. По воспоминаниям епископа Евлогия , во время молебна при открытии заседаний молились члены правительства и депутаты из священников и крестьян. Остальные члены Думы «не только не присоединились к молящимся, но вели себя так непринужденно, что можно было подумать — они нас не видят и не слышат» [1] . Председателем Думы стал кадет Ф.А. Головин .
6 марта перед Государственной думой выступил с правительственной декларацией председатель Совета министров П.А. Столыпин . Он выразил надежду на тесное сотрудничество Думы с правительством в законодательном творчестве. Столыпин обозначил круг тем, по которым правительство намеревалось внести в Думу законопроекты, в частности о свободе совести и правовом статусе православной Церкви и других вероисповеданий. Он отметил, что «многовековая связь Русского государства с Христианской Церковью обязывает ... положить в основу всех законов о свободе совести начала государства христианского, в котором Православная Церковь, как господствующая, пользуется данью особого уважения и особою со стороны государства охраною… Вместе с тем права и преимущества Православной Церкви не могут и не должны нарушать прав других исповеданий и вероучений. Поэтому… министерство вносит в Государственную думу и Совет ряд законопроектов, определяющих переход из одного вероисповедания в другое, беспрепятственное богомоление, сооружение молитвенных зданий, образование религиозных общин, отмену связанных исключительно с исповеданием ограничений» [2] . Большинство депутатов встретили декларацию правительства криками возмущения и обструкцией. 10 мая 1907 г. Столыпин , вновь выступая в Думе, сказал, что «противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» [3] .
Правительство представило II Государственной думе несколько сот законопроектов, в т. ч. 7, имевших отношение к правовому статусу религиозных общин:
«Об инославных и иноверных обществах»,
«О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и сооружения и устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий»,
«Об изменениях в области семейственных прав, вызываемых свободой совести»,
«Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое»,
«О римско-католических монастырях»,
«О вызываемых провозглашением Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года изменениях в области семейных прав» и
«Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц».
Все эти законопроекты рассматривались в Святейшем Синоде , которым были предложены поправки, направленные на сохранение за православной Церковью ее господствующего, привилегированного статуса. Большая часть этих поправок была проигнорирована правительством.
Для предварительного обсуждения законопроектов в Думе были образованы Комиссия по церковному законодательству (председатель — С.Н. Булгаков ) и Комиссия для рассмотрения законопроектов, направленных к осуществлению свободы совести (председатель — кадет Н.В. Тесленко ). К конструктивному рассмотрению проектов законов, ориентированных на расширение прав инославных и иноверных исповеданий с сохранением преимуществ православной Церкви, готовы были правые, умеренно правые и октябристы. Столыпин пытался опереться на них, надеясь также привлечь к законодательному творчеству умеренно левые фракции, в т.ч. кадетов. Но кадеты и близкие к ним фракции использовали думскую трибуну для пропаганды идеи о полном равноправии религиозных общин и о превращении России во внеконфессиональное государство. Эта позиция доминировала и на заседаниях комиссии по свободе совести (всего их было 13). За основу дискуссии комиссия приняла положения, которые содержались в проекте закона «О свободе совести», внесенном кадетской фракцией в повестку дня I Государственной думы . Ни один из правительственных законопроектов не был вынесен комиссией на пленарное обсуждение Думы. В правых изданиях выражалось возмущение, авторы писали об унижении Православия. Столь же непримиримую позицию занимало думское большинство и по другим законопроектам правительства.
Епископ Евлогий (Георгиевский) участвовал в деятельности 3 думских комиссий: по церковному законодательству, народному образованию и аграрной. В аграрной комиссии он защищал интересы православных крестьян Холмщины, притесняемых польскими помещиками-католиками, что вызвало неодобрение многих правых депутатов, отстаивавших неприкосновенность дворянского землевладения. Епископ Евлогий поднял вопрос о выделении из Привислинского края (Польша) Холмской губ., т. к. большинство населения территории составляли русские, украинцы и белорусы православного или униатского вероисповедания. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны депутатов от Польского кола и от всех левых.
1 июня 1907 г. Столыпин выступил перед Государственной думой с требованием лишить депутатской неприкосновенности 55 членов Думы, принадлежавших к социал-демократической фракции. Они обвинялись в заговоре, направленном на свержение правительства. Государственная дума не дала согласия на это, передав требование правительства в специальную комиссию.
3 июня император Николай II издал манифест «О роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу». В новом «Положении о выборах в Государственную Думу», также подписанном 3 июня, по сравнению с прежним порядком увеличивалось представительство депутатов от курий землевладельцев и крупных городских собственников, сокращалось количество мест для депутатов от крестьян и рабочих, а также от национальных окраин. Подписание этих документов и роспуск II Государственной думы получили название «государственного переворота» , т. к. император, согласно «Основным законам», принятым 23 апр. 1906 г., не имел права вносить изменения в постановления о выборах в Государственную думу во время прекращения сессий. Временем этих событий принято датировать окончание революции 1905 – 1907 гг.
См. также
Государственная дума .
Государственная дума Российской Федерации .
Источники
Статья из XII тома «Православной энциклопедии», М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 191-197
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=38118&p_comment=belief
[1] Путь моей жизни. С. 159
[2] Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 34–35
[3] Столыпин П.А. Программа реформ. Т. 1. С. 45
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент