Значение ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Димитрий Новый, Басарбовский (Бассарабовский), Болгарский ( XII - XIII вв.), преподобный .

Память 8 июля на перенесение мощей, 26 октября [1]

Родился в небольшом селе Басарбове , расположенном в долине реки Русенски-Лом, близ города Русе , в семье православных влахов .

Сын бедных благочестивых родителей, он с детства любил домашних животных, поэтому односельчане поручили ему пасти скотину. С большой любовью относился он ко всякому живому существу. Так, однажды, раздавив случайно гнездо с птенцами, он наложил на себя наказание: 3 года ходил босой и летом, раня острыми камнями и тернием ноги, и зимой.

Существуют разные версии его жития. Преподобный Паисий Хиландарский в его « Славяно-болгарской истории » пишет, что Димитрий был мирянином , имел несколько овец. На берегу реки он заложил небольшой виноградник, устроил хижину среди скал и провел в уединении всю жизнь. Здесь он умер и был погребен.

По другому преданию святой Димитрий был женат, но не имел детей. После смерти жены он поступил в окрестный скальный монастырь, где был пострижен в монашество . В монастыре он подвизался с большим усердием, пребывая в бдении, посте и молитве. Предвидя час своей кончины, он оставил обитель и удалился на берег реки Русенски-Лом, где лег между большими камнями, как в гробнице, и почил о Господе.

Жизнь преподобного относят ко временам II Болгарского царства (1187-1396) [2] .

Почитание

Предание о кончине преподобного, говорящее что он скончался лежа меж камнями у реки, повествует далее что однажды сильный ливень вызвал подъем воды в реке, и останки святого вместе с камнями были смыты паводком. Какое-то время мощи пребывали в безвестности, но Димитрий явился одной мучимой бесами девице из Басарбова и сказал ей, что она исцелится, если его останки поднимут со дна реки. Мощи святого были извлечены из воды и положены в сельской церкви. Вслед за этим не только бесноватая, но и многие другие болящие получили исцеление, что и прославило святого Димитрия.

Один валашский воевода пожелал иметь мощи святого в своей домашней церкви и распорядился послать за ковчегом бояр и священников. Однако преподобный Димитрий не позволил перенести ковчег через Дунай, и мощи остались в сельской церкви.

Во время Русско-Турецкой войны 1768 - 1774 годов мощи намеревались вывезти в Россию , чтобы спасти их от поругания со стороны турок . Однако когда ковчег со святыней прибыл в Бухарест , благочестивый христианин, богатый купец Хаджи (Паломник) Димитрий, и митрополит Унгро-Влахийский Григорий II обратились с просьбой к представителю русских войск оставить мощи в столице. Благодаря их ходатайству в июле 1774 года мощи были положены в кафедральном соборе , в связи с чем было установлено празднование святому 8 июля . Мощи почивают там и поныне.

27 октября 1955 года Румынская Православная Церковь торжественно прославила преподобного Димитрия в лике святых. Он стал чтиться духовным покровителем Бухареста. 27 октября 2005 года по просьбе патриарха Болгарского Максима Румынский патриарх Феоктист подарил болгарскому мужскому Басарбовскому скальному монастырю икону святого Димитрия с частицей его мощей.

Литература

Партений, еп. Левкийски, Жития на български светци , София, 1979, т. 2, 121-122.

Паисий Хилендарски , Славянобългарска история , София, 1980.

Моллов, Т., "Материали за историята на култа към народния светец Димитър Басарбовски," Студентски изследвания: 1983-1984 , Великотърн. ун-т «Кирил и Методий», Вел. Търново, 1984, 129-140.

Жития на светиите , София, 1991, 539-540.

Păcurariu M. Sfinţi daco-romani şi români , Iaşi, 1994, 171-175.

Жития на българските светии , София, 2002, 158-161.

Иларион (Цонев) , еп. Траянополски, Сияние на светостта: Вечен календар , София, 2002/3, 179.

Использованные материалы

Илчевски, С., "Димитрий Басарбовский," Православная энциклопедия , т. 15, 109:

http://www.pravenc.ru/text/178191.html

Saint Herman Calendar 2009 , 58, 88.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4597.htm

[1] Так в Русской Православной Церкви . В Румынской и Болгарской - 27 октября .

[2] Однако, в свое время преподобный Паисий Хиландарский предположительно отнес его кончину к 1685 году.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.