Значение ДИМИТРИЙ (МАГАН) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ДИМИТРИЙ (МАГАН)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Димитрий (Маган) ( 1899 - 1970 ), архиепископ б. Филадельфийсикий и Пеннсильванский ( Русско-Православная Греко-Кафолическая Северо-Американская митрополия ).

В миру Маган Евгений Митрофанович, родился в Чернигове 25 июня 1899 года.

После революции оказался в эмиграции в связи с изменением государственных границ [1] .

17 июня 1924 года был пострижен в монашество . В том же году рукоположен во иеромонаха . Служил на Холмщине, в Почаеве , в Литве в сане архимандрита .

С 1935 года - настоятель Жировицкого монастыря .

В 1941 году [2] был хиротонисан во епископа Новогрудского , викария Черниговской епархии Украинской автономной Церкви . Хиротония состоялась в Почаевской Лавре . Упоминается также епископом Уманским , викарием Киевской епархии .

С 24 июня [3] 1942 года - епископ Екатеринославский и Мелитопольский, затем Екатеринославский и Запорожский , с 1943 года - Донецкий .

О служении владыки на Украине в эти годы вспоминал Г. М. Солдатов: " С усопшим Владыкой Димитрием меня связывает память о моем первом посещении в 1942 г. церкви. Он прибыл в Днепропетровск после хиротонии из Почаевской Лавры. Владыка начал службы и организацию епархии из Кафедрального Св. Троицкого собора , расположенного в центре города .

После начала богослужений в Соборе всегда было много молящихся, и многочисленных монашествующих. Помню, какую радость высказывали люди, что монашествующие уцелели от советских преследований. Также помню, что в соборе было не менее десяти духовных лиц, многих из которых Владыка почти всегда посылал в разные церкви, где не хватало духовенства .

Собор привлекал много молодежи, выстаивавшей божественные многочасовые службы. Владыка оказывал исключительное внимание молодежи, но к своей печали почти не мог оказать помощи голодавшим и бездомным. Он знал, что многие из нас не обладали церковными знаниями, и поэтому относился к нам любовно с нисхождением. Например, когда к причастию подходили сотни и тысячи верующих, то он не зная, были ли все молодые люди у исповеди, не спрашивал. Но он спрашивал: "каешься во всех своих грехах" и на ответ "да" давал причастие. Как я узнал от него впоследствии, он считал, что крещение в тяжелых условиях принималось через причастие , и должно впоследствии быть дополнено через погружение в воду .

Нужно заметить, что в городе это было время неспокойное, и на Владыку легли большие миссионерские и организаторские обязанности. Для открывшихся, уцелевших от советского погрома церквей, Владыка рукополагал духовенство, помогал, как мог семьям погибшего в ссылках духовенства. Многое что происходило, я тогда не понимал, и узнал от него только через много лет, когда опять встретился с Владыкой ...

Зима и весна 1943 года, были для жителей Днепропетровска ужасным периодом жизни...Владыка Димитрий в ризнице часто сидел, задумавшись, бывало, схватившись за голову. К нему обращались многие люди за советом, что делать, и как он уже впоследствии сказал мне, он был в большом затруднении, не зная, что советовать. Будучи духовным лицом, он не мог благословлять людей на убийство немцев, несмотря на их бездушное отношение к мирному населению. Знаю один случай, когда он спас немецких солдат, которых собиралась, отравит ядом женщина, но под его влиянием этого не сделала. Не зная будущности, он не знал, советовать ли людям ехать на запад, или оставаться в городе, ожидая прихода советских войск. Но более всего, его волновал вопрос, что советовать духовенству, помнившему преследование религии в СССР .

Часто приходилось видеть Владыку принимавшего пожертвования от людей на церковь, которые как он говорил, сами нуждались, но несли свое имущество для помощи восстановления храмов. Со слезами на глазах Владыка благословлял и целовал головы старушек, читая молитвы [4] .

К концу 1943 года Красная Армия приблизилась, немцы объявили об эвакуации Днепропетровска и владыка эвакуировался в Словакию , затем в Германию в Мюнхен , где поселился в лагере для беженцев в Шлейсгайме, часто совершая службы в русской гимназической церкви. В 1945 - 1949 годах состоял в Русской Православной Церкви Заграницей , принял участие в ее Архиерейском Соборе 1946 года. В лагере вместе с ним, в бараке № 114, жили митрополит Пантелеимон и архиепископ Венедикт, которых часто навещал владыка Димитрий. В 1946 году он упоминается владыкой Венским .

Когда наступила возможность выехать в США , Зарубежная Церковь подала властям список предназначенных для переправки архиереев, в котором был также и владыка Димитрий. Помощь в переезде оказывали различные организации, но просьба о помощи духовенству была прислана русскому комитету, во главе которого был кн. С.С. Белосельско-Белозерский, который обратился к Синоду Русской Православной Церкви в Северной Америке, т.н. "Американской митрополии" . Этот список был местными архиереями рассмотрен и более молодые архиереи - Серафим (Иванов) , Димитрий и двое других - были призваны в Америку , где предполагалось назначить их взамен тех, что вошли в состав Московского Патриархата .

В 1949 году переехал в США. Здесь он вошел в подчинение митрополита Феофила , главы "Американской митрополии." 5-8 декабря 1950 года, как епископ Бостонский , участвовал в VIII Всеамериканском Соборе митрополии в Нью-Йорке , где баллотировался в ее предстоятеля и занял второе место после ставшего митрополитом Чикагского архиепископа Леонтия , получив 8 голосов против 239 за Леонтия [5] .

Затем упоминается архиепископом Бостонским и Ново-Английским.

26 августа 1959 года упоминается архиепископом Филадельфийским и Пеннсильванским [6] .

В последние годы своей жизни жил в своей резиденции в Джэксоне (Jackson) , штат Нью Джерси.

Скончался 1 апреля 1970 года. Был погребен на Владимирском кладбище, у левой стороны храма Рождества Пресвятой Богородицы в Джэксоне . До последовавшего в 2005 году перезахоронения останков А. И. Деникина в России , рядом с могилой архиепископа Димитрия находилось захоронение этого белого генерала.

Был среднего роста, плотный. Темный брюнет, с темно-голубыми глазами, с чрезвычайно привлекательной улыбкой. Пользовался расположением среди женщин [7] .

Литература

Дополнительные сведения к Каталогу епископа Сергия (Ларина).

Diakona , 5(1970)1, 41.

Heyer, F., Die orthodoxe Kirche , 182.

Корнилов, А. А., Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь , Нижний Новгород, 2002, 54-55.

Архив Библиотеки-фонда "Русское Зарубежье". Ф. 1. Рукописи Всероссийской Мемуарной Библиотеки (ВМБ). Альбомы А. И. Калугина. Альб. 8-б. Церковь (США). Л. 32.

Митрофан (Зноско-Боровский), еп. Хроника одной жизни , М.: Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3483

Страница биографического справочника Религиозные деятели русского зарубежья :

http://zarubezhje.narod.ru/gi/d_015.htm

Страницы официального сайта Православной Церкви в Америке:

http://www.oca.org/HSprimatialelections.html?SID=7 - Liberovsky, Alexis, "Primatial Elections in the OCA"

http://www.oca.org/Mem.asp?ID=101&SID=18 - "In Memoriam: Archpriest John Voytilla"

Солдатов, Г. М., "Преосвященный Владыка Архиепископ Димитрий (Маган)," Верность - Fidelity (церковно-общественное издание Общества Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), РПЦЗ), № 90, 5 августа 2007:

http://www.metanthonymemorial.org/VernostNo90.html

http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-ocaepar.html

[1] По другим сведениям, эмигрировал в 1918 году. См. http://zarubezhje.narod.ru/gi/d_015.htm

[2] Так в тексте http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3483. Однако, на этой же странице приведен также день хиротонии 11 июня 1942 года. Это, вероятно, указание на ту же дату, по старому стилю, с которой епископ Димитрий управлял Екатеринославской кафедрой.

[3] Дата со страницы базы данных _Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955гг.)_, http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox...J230

[4] Цит. по Солдатов, Г. М., "Преосвященный Владыка Архиепископ Димитрий (Маган)," _Верность - Fidelity_ (церковно-общественное издание Общества Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), РПЦЗ), № 90, 5 августа 2007, http://www.metanthonymemorial.org/VernostNo90.html

[5] Страница официального сайта Православной Церкви в Америке, Liberovsky, Alexis, "Primatial Elections in the OCA," http://www.oca.org/HSprimatialelections.html?SID=7

[6] Страница официального сайта Православной Церкви в Америке, "In Memoriam: Archpriest John Voytilla," http://www.oca.org/Mem.asp?ID=101&SID=18. При этом по http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-ocaepar.html числится до 1 апреля 1966 года на Бостонской кафедре.

[7] Характеристика http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3483

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.