Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Двенадцать Евангелий - читаемые на утрене Великой Пятницы [1] двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа :
Ин. 13:31 – 18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери).
Ин. 18:1 - 28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).
Мф. 26:57 - 75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).
Ин. 18:28 - Ин. 19:16 (Страдания Господа на суде у Пилата).
Мф. 27:3 - 32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).
Мк. 15:16 - 32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).
Мф. 27:34 - 54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).
Лк. 23:23 - 49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).
Ин. 19:25 - 37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).
Мк. 15:43 - 47 (Снятие тела Господа со креста).
Ин. 19:38 - 42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).
Мф. 27:62 - 66 (Приставление стражи ко гробу Спасителя).
В промежутках между Евангелиями поются антифоны , которые выражают негодование по поводу предательства Иуды , беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы.
“Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? — говорится здесь. — От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился”.
И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям:
“Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] — уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную”.
После шестого Евангелия и чтения “блаженных” с тропарями следует канон трипеснец , передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами , отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен .
Пред концом службы (отпустом) хор поет тропарь : Искупил ны еси от клятвы законныя [2] честною Твоею кровию на кресте пригвоздився и копием прободся; безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики под верхней перекладиной каждой двери дома (ср. Исх. 12:22 ). Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.
Использованные материалы
http://www.netda.ru/belka/text_mil/gospel12.htm
[1] Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно служится вечером в Великий Четверг
[2] Ты избавил нас от проклятий [ветхозаветного] закона
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент