Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.
Евангелие (греч. ευαγγελιον - благая весть) - общее название первых четырех книг Нового Завета , содержащих жизнеописание Иисуса Христа и изложение его учения; составлены евангелистами Матфеем , Марком , Лукой и Иоанном . Первые три Евангелия, содержание которых во многом совпадает, называются синоптическими .
В Евангелии благовествуется о Божестве Господа нашего Иисуса Христа , о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо. Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
В числе 27 новозаветных книг Евангелия считаются законоположительными , так как они преимущественно составляют основание Нового Завета . О происхождении их от апостолов и их подлинности свидетельствуют:
Непрерывное со времен апостольских предание о них.
Места приводимые из сих Евангелий мужами апостольскими, непосредственно обращавшимися с апостолами, как то Варнавою , Климентом Римским и др.
Прямые свидетельства о них древних писателей, начиная со II -го века, например Иустина философа , Иринея Лионского и прочих.
Свидетельства даже врагов Церкви, еретиков II века - Маркиана и Валентина и язычника Цельса , не отвергавших их подлинности, но не принимавших их по своим еретическим воззрениям, или дававших им свое особое толкование, или издевавшихся над содержащимся в них учением, как например Цельс.
Во II веке уже известны были переводы священных книг, как например Сирский (Пешито), древний Италийский, бывший в употреблении Римской церкви еще до Иеронима, в которых помещены только четыре Евангелия, как священные и несомненно подлинные. Наконец, отцы и учители Церкви III -го и последующих веков единогласно и единодушно утверждали, что подлинных, написанных апостолами Евангелий лишь четыре, а все прочие (каковы например от Египтян, от 12 апостолов, от Петра, от Фомы, Никодима, Евреев и др.) отвергаются Церковью, как подложные, апокрифические , не канонические .
По словам св. Иоанна Златоуста (Бесед. на Рим. 1: 1, на Мф. 1: 2), «Матфей, Марк, Лука и Иоанн имен своих не поставили»; такое обозначение явилось уже потом, хотя и не поздно, что должно заключать из свидетельства Тертуллиана (против Маркиона, 4, 2), Иринея («Против ересей», 3, 1), Климента Александрийского (Strom. 1, 21), Мураториева фрагмента (1, 3).
Указание евангелистов не могло быть сделано в форме родительного падежа (genitivus auctoris или possessivus), поскольку «автор» Евангелия — Христос . Ввиду сего и была избрана сложная формула Εύαγγέλιον κατά Ματθύι̃ον, Μαρκον, Λουκα̃ν, Ιωάννην— «по Матфею, Марку, Луке, Иоанну». Что касается славянского надписания «от» (Матфея и пр.), то, по всей вероятности, оно возникло из пометок на сборниках богослужебных евангельских чтений, где указывалось, откуда (от кого) взято данное место, и есть буквальный перевод подобных же греческих обозначений.
Богослужебное использование См. Напрестольное Евангелие .
Литература
Библейская Энциклопедия архим. Никифора. Москва, 1891. Репринтное издание 1990 г.
Епископ Михаил, Евангелие от Матфея на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями, изд. 4, М., 1884;
Н. Глубоковский, Евангелие и Евангелия, Харьков, 1896.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент