Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Горазд (Павлик) ( 1879 - 1942 ), епископ Чешский и Моравско-Силезский, священномученик .
Память 22 августа .
В миру Матей Павлик, родился в семье образованного крестьянина Яна Павлика и его супруги Анны, рожденной Белчиковой, в селе Груба Врбка (Южная Моравия ) 26 мая 1879 года. Родители его были католиками . Матей с радостью участвовал в богослужениях в соседнем Кужелове. Он был любим и учителями, и соучениками. Учился отлично, а в свободное время много читал, особенно литературу, говорившую о жизни первых христиан.
Казалось бы, ничто в его жизни не предвещало исхода из лона католической церкви. После окончания начальной школы он учился в католической гимназии в Кромержиже . Когда он был в седьмом классе, начал самостоятельно изучать старославянский язык. Учёбу окончил с отличием.
В 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет университета в Оломоуце . В 1900 году, при переходе со второго на третий курс факультета, совершил поездку в Киево-Печерскую лавру . В 1902 году Матей Павлик окончил богословский факультет по первому разряду и 5 июля в Оломоуцком католическом соборе святого Вацлава был рукоположен в сан священника и назначен на приход в Карловичах , а потом в Брумовице . С 15 сентября 1906 года до 1 мая 1920 года служил священником в психиатрической лечебнице в Кромержиже. Отец Матей снискал большое уважение не только среди вверенных ему больных, но и среди врачей и персонала лечебницы.
Решительная перемена в религиозном мировоззрении о. Матея произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию . В отличие от большей части католического духовенства, он осуждал агрессию Австро-Венгрии и Германии против Сербии и начал издавать журнал "Право народа", в котором публиковались статьи, призывающие к реформации римо-католической церкви.
Осенью 1918 года, после окончания войны, когда в национальной и религиозной жизни Чехословакии совершались большие перемены, о. Матей тяжело заболел и почти лишился зрения. Ему пришлось долгое время пролежать в больнице, что и послужило причиной его ухода на пенсию, несмотря на молодой возраст.
В это время религиозная ситуация в Чехословакии была весьма благоприятна для Православия. Теперь, после развала Австро-Венгрии, классический, ортодоксальный католицизм воспринимался многими чехами и словаками как религия австрийских завоевателей. После образования Чехословацкой республики около полумиллиона католиков выходят из римо-католической церкви. 8 января 1920 г. было объявлено об образовании Чехословацкой Церкви, считающей себя наследницей как гуситской , так и кирилло-мефодиевской традиций. Главой церкви стал бывший католический священник доктор богословия Карл Фарский . С этим движением о. Матей не мог согласиться полностью, поскольку оно было лишено иерархии и связи со Вселенской Церковью. И в нем созрело решение выступить для просвещения народа в духе Православия.
11 октября 1920 года Матей Павлик официально выходит из римо-католической церкви. Он присоединяется к возникшей в этот период Чехословацкой национальной церкви с намерением защищать в ней православное направление и способствовать ее присоединению к Православной Церкви. Но трудиться о. Матею было нелегко, ибо либеральное крыло движения было очень сильно.
С 1 июля 1921 года отец Матей был определён в церковные администраторы области Моравия и Силезия . В том же месяце начал издавать религиозный журнал "За правдоу" , в котором защищал православные принципы от нападений радикалов , которые захватили ведущие посты в руководстве Чехословацкой церкви.
Благодаря усилиям о. Матея, I Чехословацкий собор принимает православную этику и вероучение. На Втором соборе (29 августа 1921 года) было окончательно принято решение, что вероучение Церкви должно быть православным, были признаны постановления семи Вселенских соборов . На этом соборе уже присутствовал и экзарх Сербской Православной Церкви епископ Досифей (Васич) , чем и было положено начало каноническому общению. Второй собор вынес также решение, что название Церкви будет "Чехословацкая Церковь Православная". 21 сентября 1921 года о. Матей на Фрушкой Горе в Лавре Крушедол постригается в монашество с именем Горазда (ученика свв. Кирилла и Мефодия ).
22 сентября 1921 года в монастыре Гргетек иеромонах Горазд был возведен в сан игумена . Вечером того же дня епископом Досифеем в монастыре Хопово он был возведен в сан архимандрита .
25 сентября 1921 года в соборе святого Михаила архимандрит Горазд был рукоположен во епископа . Хиротонию совершали Святейший патриарх Димитрий , предстоятель Сербской Церкви, митрополит Антоний (Храповицкий) , митрополит Варнава, епископ Досифей , епископ Иосиф в присутствии всех архиереев Сербской Церкви.
Торжество Православия продолжалось недолго. Радикалистов устраивало разрушение католицизма, но не устраивало укрепление Православия.
Владыка Горазд, однако, не сдавался и использовал каждую предоставившуюся возможность. Между прочим, он говорил: "Если же Чехословацкая церковь согласна не знать истинного христианства, было бы необходимо открыто о том сказать и было бы необходимо последовательно то провозгласить, что ей не нужны ни рукоположенные епископы, ни рукоположенные священники. Если же, однако, будут рукополагаться священники и епископы, то нельзя быть отрезанным от традиционного христианства." В журнале "За правдоу" в 1922 году он писал: "Было бы знаком по-настоящему гибкой совести заявить о приятии Никео-царьградского символа веры и деяний семи вселенских соборов , затем принять имя для Чехословацкой церкви - православная, и при этом смеяться над всем православным: и над вероучебными догматами, и над обрядом."
В июле 1922 года владыка Горазд был послан в миссионерскую поездку в Америку, в чешские колонии. Во время его деятельности в Америке радикалы во главе с Карлом Фарским начали борьбу против догматов и устройства Православной Церкви.
Сторонники Фарского выпустили в свет некий "Чехословацкий катехизис" еретического содержания. В "катехизисе" говорилось, что нет Единого Бога в Трех Лицах и Бог - это "живой закон мира". Иисус Христос - "не является Сыном Божиим, Спасителем, но только пророком". Фарский и Калоус ставили в "катехизисе" Иисуса Христа в один ряд с Моисеем, Сократом, Магометом, Зороастрой, Буддой, Конфуцием. По учению тогдашних раскольников, Дух Святый - это только Божие воодушевление в человеке. Отвергнуто было православное учение о Богородице.
Владыка Горазд, раскрывая еретическое содержание "катехизиса", пишет:
"...в целом тон книги не сходен ни с Евангелием, ни со взглядами первых христиан, ни с постановлениями Вселенских Соборов, ни с вероучением... Христос рассматривается в книге односторонне и не полностью, без внимания к Благодати Божьей... Без Благодати перестает существовать христианство, оно тогда остается только этикой... Достаточно ли... только этики и может ли только этика нас удовлетворить, освятить и спасти, - остается вопросом, на который я отвечаю отрицательно. "Чехословацкий катехизис" наносит вред нашему делу как внутри, так и вне церкви...".
Владыка Горазд почти два года вел борьбу с радикалистами, стараясь защитить от ереси верующих Чехословацкой Церкви Православной, но силы были явно неравны.
Одновременно целиком независимо от Чехословацкой церкви действовала Чешская религиозная православная община. Это община не признавала истинность канонической зависимости всех православных в Чехословакии от юрисдикции Сербской церкви . Её недостаточная терпимость в переговорах с Сербской церковью по вопросу о признании и рукоположении епископа имела следствием то, что представители Чешской религиозной православной общины обратились к Константинопольскому патриархату , который их просьбу быстро удовлетворил. Архимандрит Савватий (Врабец) был рукоположен во епископа с наречением архиепископом Пражским и всей Чехословакии. Тем было положено начало позднейшим спорам, которые были сверх того поддержаны государством . Президент Т. Г. Масарик и другие ведущие политики ЧСР были против восстановления и утверждения православия в Чехословакии.
Владыка Горазд не имея возможности пастырски вести на территории Чехии православно ориентированных членов Чехословацкой церкви, рекомендовал им, дабы они присоединились к Чешской религиозной православной общине. Так и стало с большей их частью, особенно в Праге .
5 марта 1923 года на заседании епархиального совета моравско-силезской епархии епископ Горазд отказался от места епархиального архиерея и от дальнейшей деятельности в Чехословацкой церкви. Епархиальный совет отставки не принял и представители православной ориентации просили епископа Горазда, чтобы он остался и дальше во главе епархии. Владыка Горазд их просьбу удовлетворил, чтобы православные не остались без пастыря.
Владыка Горазд ещё целый год вёл борьбу с радикалистами и прилагал усилия к укреплению в истинах православия наибольшего числа сторонников Чехословацкой церкви. 10 июня 1924 года журнал "За Правдоу" в последний раз вышел, как диоцезный орган Чехословацкой церкви в Моравии.
21 июля 1924 года епископ Горазд выходит из Чехословацкой Церкви Православной, с ним ушла и православная часть Чехословацкой церкви. И в этот же день она перестала существовать как Церковь и начала функционировать как религиозная организация, называющая себя Чехословацкой Церковью, украшенная титулами как епископа, так и патриарха, но не имеющая Благодати Божией, ибо решением своего "собора" 31 августа 1924 года восприняла за официальное учение ересь "Чехословацкого катехизиса".
По благословению Сербской Церкви и под ее юрисдикцией владыка Горазд организовал Чешскую Православную Церковь на положении епархии Сербской Православной Церкви. В сентябре 1924 года владыка отправил в Сербию первых студентов богословия.
Владыка Горазд интенсивно занялся строительством новой Церкви. Он поставил перед собой цель, чтобы в каждом приходе были собственный храм и церковный дом. В течение каждого года строилось по одному храму. Большим его помощником в этом деле был протоиерей Всеволод Коломацкий , впоследствии архимандрит Андрей. Владыка не только руководил постройкой храмов для своих приходов, но и сам работал вместе с прихожанами. Большую помощь он оказывал тайно. Под руководством святителя Горазда с 1928 -го по 1942 год включительно было построено и освящено 14 храмов. Однако нельзя думать, что владыка не встречался с препятствиями на своем пути. В отчете, посланном Сербскому Патриарху Варнаве , владыка пишет о яростной пропаганде против Православия со стороны тогдашнего президента Т. Г. Масарика, политических партий, Чехословацкой Церкви, католиков и т. д.
Владыка Горазд был епископом-миссионером: приезжая в какой-либо приход, жил там по нескольку месяцев, посещал каждую православную семью. Наряду с религиозно-просветительской деятельностью, владыка занимался много и литературным трудом. Он составил, в частности, "Сборник молитв и литургических песнопений Православной Церкви". При составлении сборника владыка использовал русский распев первого, третьего, четвертого, шестого гласов, а также и семи гласов прокимнов . Святитель, в целях быстрого усвоения пения по сборнику, сам ездил по приходам и учил народ церковному пению.
В 1927 году был издан Служебник для священников под названием "Божественная литургия св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого", а также "Библейская история для учеников 1-4 классов общинных школ". Выдающимся трудом св. Горазда стала "Жизнь свв. Кирилла и Мефодия и их связь с Римом и Цареградом" изданная под псевдонимом П. Малы .
Владыка должен был приложить много административных усилий и терпеливости, пока 11 сентября 1929 года получил одобрение от Сербской церкви и правительства ЧСР, когда церковное управление православной церкви начало существовать в правовом отношении на уровне епархии.
Владыка Горазд без устали прилагал усилия к основанию монастыря, который наконец был основан , но монахи по разным причинам разошлись. Вопреки многим препятствиям было за четыре года владыкой достигнуто решение юридических вопросов, найдено согласие и укреплена организационная структура православия в ЧСР на уровне двух епархий (чешской и моравско-силезской, подкарпато-русской).
В 1938 году Чехословакия пала жертвой Мюнхенского сговора западных держав. Часть ее была оккупирована немцами. В своих проповедях, письмах и статьях епископ Горазд призывает всех верующих к исполнению своих христианских и патриотических обязанностей.
15 марта 1939 года Чехословакия окончательно потеряла свою независимость. Немцы создали из Словакии "самостоятельную" республику, а в Чехии и Моравии образовали так называемый протекторат. Для Чешской Православной Церкви и для всего народа началось время тяжких испытаний. Епископ Горазд и в дни оккупации не оставляет своей миссионерской, научно-литературной и патриотической деятельности. 15 марта 1939 года в статье "Братья и сёстры" он пророчески говорил, что несправедливость будет уничтожена, если народ не оставит Бога. Между прочим писал: "Будьте уверены, что наша православная церковь есть наипрочнейшая основа как религиозного и морального бытования , так и народной жизни нашей."
Тогда же владыка начал писать "Жития святых". Уже во время оккупации, по благословению святителя Горазда, началось строительство храма Святой Троицы в селе Челеховице-на-Гане.
Отношение святого владыки к немецкой оккупации видно из его слов к министру протекторатного правительства Э.Моравцу: "Мы будем послушны каждому законному правительству". Протекторатная власть организовала давление на владыку Горазда, чтобы он перешёл из юрисдикции сербской в юрисдикцию берлинского архиепископа РПЦЗ . 21 ноября 1941 года временно принят с 20 приходами в РПЦЗ ввиду невозможности из-за войны сноситься со своим руководством в Сербии.
27 мая 1942 года в Праге был убит палач чешского народа обер-группенфюрер СС Р. Гейдрих. Совершившие нападение парашютисты укрылись в крипте православного кафедрального храма святых Кирилла и Мефодия в Праге , что на Рессловой улице. Эта деталь исключительно важна: ведь гестапо не делало особой разницы между бойцами Сопротивления и теми, кто, пусть даже случайно, оказывал им содействие. С одинаковой жестокостью преследовали всех. В июне 1942 года под ударом оказалась Чешская Православная Церковь. Отвел этот удар владыка Горазд (Павлик).
8 июня 1942 года, через 12 дней после убийства Гейдриха, немцы, получив информацию от парашютиста Чурды, оказавшегося предателем, окружили храм святых Кирилла и Мефодия в Праге и взяли его штурмом. Арестованы были отец протоиерей Вацлав Чикл , отец Владимир Петржек , Ян Зонневенд , Вацлав Орнест и другие. Владыка Горазд в это время находился в Германии вместе с владыкой Антонием (Храповицким) . С юридической точки зрения это было безусловное алиби. Но не собственная безопасность волновала владыку. Он срочно возвратился в Чехию, дабы не пострадала от кровавых гонений Церковь. В письме председателю протекторатного правительства Э. Моравцу Святитель взял на себя ответственность за всё, что произошло в связи с укрытием десантников. Э. Моравец письмо отослал в гестапо.
В четверг 25 июня 1942 года, в 5 часов утра, гестапо арестовало владыку Горазда. В тюремном заключении он находился с 25 июня по 4 сентября 1942 года. В течение этого времени он был подвергнут тяжелым мучительным допросам, немцы рвали у владыки густую бороду, били его и подвергали разным другим мучениям. Его увозили в 22 часа, а возвращался он в пять часов утра. Днем владыке не давали отдыха. Когда заключенные получали пищу, тюремщик часто отталкивал епископа ногой и оставлял без еды. Жизнь святителя Горазда была полна страданий и завершилась мученичеством за Христа.
Свидетели заключения владыки, а часто и его мучений, приводили свидетельства, что владыка Горазд, отец Вацлав и отец Владимир были и посреди всех мучений очень спокойны. Глубокий покой был на их лицах и на суде, и при вынесении приговора, и на месте казни.
Военный трибунал приговорил епископа Горазда, а с ним протоиерея Вячеслава Чикла , иерея, доктора богословия Владимира Петржка и мирянина Яна Соневенда к смертной казни. 4 сентября 1942 года они были расстреляны в Праге . Тела святого владыки Горазда, отца Владимира Петржека и Яна Зонневенда были сожжены, тело отца Вацлава Чикла отдано для вскрытия и научного изучения.
В воскресенье 5 сентября 1987 года в кафедральном храме святого Горазда в городе Оломоуце при большом стечении народа, в присутствии всех членов Святейшего Синода Православной Церкви Чехословакии во главе с Блаженнейшим митрополитом Дорофеем и архиереев Константинопольского патриархата , Русской и Сербской Православных Церквей, состоялось прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского.
Облачение сщмч. Горазда хранится в Пражском кафедральном соборе свв. Кирилла и Мефодия .
Молитвы
Тропарь, глас 4
Возбранный воеводо православных и Моравской церкви учителю, богомудрый пастырей первоначальниче, святый отче наш Горазде, моли Христа Бога спастися душам нашим
Кондак (перевод с чешского языка)
Отразивши еретичествующих полки, устоял если в правде, яко крепкий адамант, твоему же родному народу указал еси путь спасения - Православие. Благочестно поживши, учителю Евангелия, архипастырю и пастырю, принял еси мученический венец от Христа Спасителя. Мучениче, святителю, отче наш Горазде, моли о всех нас в Царствии Божием.
Молитва (перевод с чешского языка)
О, священная главо, предивный архипастырю и Христов мучениче, отче Горазде, к тебе прибегаем, грешнии, и просим тя, яко отца, чада своя любящаго: насади в сердца наша любовь к Богу и людем, какую ты явил еси, положивши живот твой за други твоя. Научи нас тебе следовати, Бога и ближних любити, заповеди Божиим творити, во еже нам истинно чадами Божиими быти. Призри милостиво на всякую душу христианскую, милости и помощи Божией требующую. Буди немощей наших врач, в печалех утешитель, от всех бед и нужд свободитель, да твоими святыми молитвами сподобимся и мы, грешнии, спасение вечное улучити и Царствие Небесное наследовати. Святый отче Горазде, верный слуго Христов и мучениче, не отвращай лица твоего от прошений и упований наших, помози нам милостиво и днесь и защити нас, да и мы прославим и благословим человеколюбие Божие, дивно чрез святых Его деемое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Использованные материалы
http://www.srpska.ru/article.php?nid=126&sq=19,297&crypt=
http://gorazd-pavlik.narod.ru/
http://zarubezhje.narod.ru/gi/g_094.htm
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5643
http://rd.rusk.ru/00/rd9/rd9_23.htm
http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=1493
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент