Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Геннадий II Схоларий (греч. Γεννάδιος ὁ Σχολάριος) (ок. 1403 - ок. 1473 ), первый патриарх Константинопольский после падения Византийской империи . Выдающийся византийский богослов, писатель и общественный деятель.
В миру Георгий Куртесий (греч. Κουρτέσης, Κουρτέσιος), родился в 1403 или 1405 г. в Константинополе . Родом из богатой семьи Куртесиев; прозвище Схоларий , возможно, говорит о его ученых занятиях, хотя не исключено, что это фамильное имя. Учителями Георгия были свт. Марк Ефесский , Иоанн Хортазмен , Иосиф Вриенний и Макарий Макрис ; он изучал логику, физику и право, самостоятельно занимался философией (отдавая предпочтение трудам Аристотеля ), латинским языком.
В нач. 30-х гг. XV в. Георгий Куртесий открыл в Константинополе собственную школу, написав неск. учебников, в т. ч. «Грамматику» в 2 ч. [1] . Среди его наиболее талантливых учеников были Феодор Софиан (его племянник) и Матфей Камариот .
Георгий Куртесий вступил на поприще гос деятеля, став членом синклита и одним из 4 «вселенских судей ромеев» ( 1437 - 1447 ). В 1443 - 1452 гг. он занимал пост «вселенского учителя» , регулярно произнося торжественные проповеди по поводу церковных праздников [2] . В качестве секретаря имп. Иоанна VIII Палеолога принял участие в подготовке церковной унии , предложив программу всестороннего обсуждения спорных богословских вопросов. В составе византийской делегации принял участие в Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1439), где в отличие от Марка Эфесского поддержал унию, произнеся в ее защиту неск. речей [3] ; их подлинность ставилась под сомнение, однако веских аргументов против их подлинности нет [4] . Как советник императора, он не скрывал политической подоплеки своей позиции на Соборе: объединение необходимо для того, чтобы спасти Константинополь ; богословским основанием для этого должна служить истина веры. Уния виделась ему как догматическое объединение, а не «икономическое» примирение (δοϒματικὴ ἕνωσις ... οὐκ εἰρήνη οἰκονομική - [5] ). Впоследствии Геннадий Схоларий так объяснял логику, которой он руководствовался в этот период: "Я не отрицаю, что желал объединения с латинянами… Я не был настолько глуп, чтобы не желать этого, однако я искал единства, основанного на истине… Что же касается латинян, то я уже давно отверг их учение и вернулся к учению наших отцов, которого прочно придерживаюсь, готовый скорее лишиться всего, чем отказаться от него, поскольку убежден, что не существует ничего более согласного с истиной" [6] .
Не позднее 1442 г. под воздействием резкой критики свт. Марка и изменившихся политических обстоятельств Георгий выступил с серией полемических антилатинских трактатов. Его выступления и сочинения против унии навлекли на него гнев имп. Иоанна VIII , а сменивший его Константин XI Палеолог (1449-1453) вынудил удалиться в монастырь Харсианит в Константинополе, где он принял монашество с именем Геннадий (1450). В это время Геннадий Схоларий становится во главе «ортодоксальной» партии. В конце 1452 г. он выступил против попыток подписания нового соглашения об унии с прибывшим в Константинополь легатом папы кард. Исидором (бывш. митр. Киевским).
После захвата Константинополя турками (29 мая 1453 ) Геннадий Схоларий бежал из города, но был захвачен в плен и вместе с Феодором Софианом продан на невольничьем рынке в Адрианополе некоему магнату.
Однако через несколько месяцев султан Мехмед II вызвал Геннадия Схолария в Константинополь , окружил почестями и утвердил на Патриаршей кафедре (фактически вдовствовавшей с 1451 , после бегства на Запад патриарха-униата Григория III Маммы ), свт. Геннадий был поставлен на Патриарший престол 6 января 1454 года.
Поскольку собор Св. Софии был превращен в мечеть, под патриаршую резиденцию отвели сначала церковь св. Апостолов , а затем монастырь Богородицы Паммакаристы. По выражению историка Дуки , Геннадий Схоларий "предпочел турецкий тюрбан латинской тиаре" [7] . Султанский берат признавал Константинопольского патриарха главой православного миллета (миллет-баши), облеченного не только духовной, но также адм. и судебной властью (на христиан не распространялись правовые нормы ислама). За время непродолжительного патриаршества Геннадий Схоларий был вынужден заниматься проблемой организации церковной жизни в новой политической обстановке. Заботясь о сохранении традиций Православия в условиях владычества иноверцев и активной лат. пропаганды, он учредил патриаршую школу. Мехмед II благоволил патриарху и трижды приглашал его для бесед о вере.
Уже в августе 1454 г. Геннадий Схоларий, вероятно по болезни, решил отречься от кафедры, но был удержан султаном. Через 2 года, в мае 1456 , он отрекся от престола и удалился сначала на Афон в Ватопедский монастырь , а затем в монастырь Продрома (св. Иоанна Предтечи) на горе Меникио близ Серр, где провел остаток дней и был похоронен (+ 1472 или 1473 ); дважды по приказу султана он на короткое время (в 1463 , с августа 1464 по август 1465 ) возвращался на Патриарший престол.
Память
Вскоре после кончины патриарха его имя было внесено в Синодик в неделю Православия Константинопольского Патриархата [8] . В 1854 году по указанию патриарха Анфима VI мощи Геннадия Схолария были торжественно перенесены в новую гробницу в нартексе кафоликона монастыря Продрома .
Встречаются противоречивые сведения о почитании патриарха Геннадия II в лике святителей . Есть упоминания о его возможной канонизации на Соборе 1484 года [9] . На Соборе 1691 года, хотя на Геннадия ссылались как на богословский авторитет, о его святости упомято не было. На мозаике XVIII века патриарх Геннадий изображен вместе с султаном Мехмедом II , причем оба без нимбов (см. иллюстрацию). К началу XXI века память патриарха Геннадия 25 или 31 августа иногда встречалась в православных синаксарях [10] . Однако, обе эти даты - дни памяти Константинопольского святителя Геннадия I , что говорит о возможной путанице. При этом, ни современные Православная Энциклопедия Русской Церкви, ни официальный сайт Константинопольского Патриархата не упоминали о святости или канонизации Схолария, не смотря на то что приводят обширные биографические данные о нем [11] .
Труды
Геннадий Схоларий известен прежде всего как богослов полемического направления. К основным антилатинским сочинениям кон. 40-х - нач. 50-х гг. XV в. относятся:
опровержение догматических речей Виссариона Никейского (Œuvres. T. 3. P. 100-116);
3 трактата об исхождении Св. Духа в связи с проблемой Filioque (Ibid. T. 2. P. 1-495) и 2 диалога на ту же тему: «Новый мыслитель, или Пустословие» (Νεόφρων ἢ ᾿Αερομυθία) и «Обличение софистических оборотов о [церковном] мире в форме разговора» (̀ρδβλθυοτεΕλεϒχος ... τῶν σοφιστικῶν τρόπων τῆς εἰρήνης ... ἐν σχήματι διαλόϒου - Ibid. T. 3. P. 1-49);
«Краткий и ясный ответ о словах западных святых, на которые особенно ссылаются латиняне» (Περὶ τῶν ῥητῶν τῶν δυτικῶν ἁϒίων, ἐφ᾿ οἷς μάλιστα ἐρείδονται Λατῖνοι, ἀπόκρισις σύντομος καὶ σαφής - Ibid. P. 49-63);
«Краткая апология того, что здравые греки не принимают Флорентийский Собор и худо провозглашенную на нем унию» (᾿Απολοϒία σύντομος ὑπὲρ τοῦ μὴ δέχεσθαι τοὺς ὑϒιαίνοντας τῶν Γραικῶν τὴν ἐκεὶ κακῶς ὁρισθεῖσαν ἕνωσιν - Ibid. P. 77-101) и др.
Среди многочисленных сочинений, написанных Геннадием Схоларием, выделяется его полемика с «атеизмом», фатализмом и политеизмом Георгия Гемиста Плифона , к которому он некогда ездил в Морею изучать античную мудрость. В трактатах он не только защищал от нападок морейского поклонника Платона авторитет Аристотеля , но обвинял автора в отступлении от христианства. Геннадий Схоларий требовал сожжения главного труда Плифона - «О законах», что и удалось ему осуществить во 2-е Патриаршество; от трактата были сохранены только оглавление и отдельные главы. Свт. Геннадий проявил себя ревностным продолжателем дела свт. Григория Паламы и борцом с приверженцами Григория Акиндина (трактаты об используемых акиндинистами словах прп. Феодора Начертанного и о божественных энергиях).
Многие сочинения свт. Геннадия посвящены различным догматическим вопросам, в т. ч. триадологии и христологии , Божественному промыслу и предопределению (5 трактатов), загробному существованию разумной души (4 трактата) и др. Во время пребывания в монастыре Продрома (с 1457) он написал неск. толкований на трудные места Свящ. Писания (о словах Христа: «Отец, зачем Ты оставил Меня?»; о том, почему прикасаться к телу Господа было запрещено Марии Магдалине, но позволено Фоме; об отречении Петра и крике петуха; о часе распятия; о Втором Пришествии; о райских деревьях).
Новые условия, в которых оказалась Константинопольская Церковь после падения Византии, сделали особенно актуальными догматико-апологетическую полемику с нехристианами - мусульманами и иудеями . После бесед с султаном Мехмедом возникло соч. «О единственном пути к человеческому спасению» (Περὶ τῆς μόνης ὁδοῦ πρὸς τὴν σωτηρίαν τῶν ἀνθρώπων), призванное ознакомить мусульман с догматами и нравственными принципами Православия. Это сочинение было сразу же переведено на тур. (староосманский) язык и преподнесено султану (ок. 1455 ). Вскоре по просьбе турок оно было переработано в еще более краткое изложение. В 1470 г. Свт. Геннадий написал сочинение, доказывающее Божественность Иисуса Христа. Полемике с иудеями посвящено 2 сочинения ( 1464 ): диалог «Опровержение нынешнего иудейского заблуждения» и трактат о пророчествах об Иисусе Христе.
Перу Геннадия Схолария принадлежат также небольшие аскетические и экзегетические сочинения, гомилии и литургические стихи, надгробные речи (среди них - и в честь Марка Евгеника ), пастырские сочинения (в т. ч. ответы на вопросы, заданные патриарху серб. деспотом Георгием Бранковичем ; послание к Максиму Софиану, молитвы и письма, а также послание игумену и братии Синайской горы 1454 - 1456 гг., содержащее важную информацию о религиозной ситуации в Боснии [12] . Среди философских сочинений Геннадия Схолария помимо трактата «Против апорий Плифона на Аристотеля» следует назвать комментарий к «Физике» Аристотеля и примечания к др. его трактатам, сопоставление мнений Аристотеля и Плотина о человеческом счастье.
Прекрасно владея лат. языком, Геннадия Схолария был хорошо знаком с зап. теологическими сочинениями, многие он в разные годы перевел на греч.: «De ente et essentia» Фомы Аквинского (Τοῦ Θωμᾶ, περὶ διαφορὰς οὐσίας καὶ τοῦ εἶναι), части «Summulae logicales» Петра Испанского (папы Иоанна XXI), учебник по логике «Liber de sex principiis», приписываемый Гильберту Порретанскому , комментарий в 3 ч. к логическим трактатам Порфирия и Аристотеля, составленный в основном по «Ars Vetus» Радульфа Бритона и трудам Иоанна Дунса Скота, и др. Геннадия Схолария отдавал должное лат. богословам за их глубокие научные познания (особое предпочтение он оказывал Фоме Аквинскому ) и активно использовал схоластические методы аргументации и томистскую трактовку Аристотеля , оставаясь при этом стойким защитником догматической системы Православия.
Богословие
Геннадий Схоларий является крупнейшим византийским богословом своего времени, отзывавшимся на все актуальные вопросы эпохи. С падением Константинополя связаны его размышления о конечных судьбах мира, Божественном участии в течении истории, об истине правосл. веры. Наиболее существенная часть наследия Геннадия Схолария посвящена догматическим вопросам антилат. полемики, апологетике христ. веры перед мусульманами, полемике с иудеями, вопросам о происхождении души, соотношении божественного предопределения и человеческой свободы, судьбе человека после смерти и проч. Существенной стороной богословия свт. Геннадия является его твердая приверженность правосл. Преданию, выраженному учениями св. отцов древности, и Свящ. Писанию, а также свободное владение философской традицией античности, в особенности философией Аристотеля . Просматривается также определенная зависимость богословия Геннадия Схолария от совр. ему католич. традиции, в частности от Фомы Аквинского .
Таинство Боговоплощения, писал Геннадий Схоларий, предполагает таинство Св. Троицы. Троический догмат не нарушает ни единства, ни простоты божественной природы. Следуя блж. Августину , Геннадий Схоларий обращается к аналогии с устройством человеческой души, говоря, что Бог есть Дух познающий и любящий; предел Его познания - Сын, предел любви - Св. Дух [13] .
Взгляды Геннадия Схолария на исхождение Св. Духа претерпели существенные изменения: первоначально он выступил сторонником унии с латинянами, приложив на Флорентийском Соборе значительные усилия к поиску единомыслия в наиболее острых вопросах и, в частности, в вопросе об исхождении Св. Духа. Даже если латиняне не потребуют от греков принятия формулы Filioque , предлагал Геннадий Схоларий в тот период, это дополнение должно быть внесено в Символ веры , поскольку веру свою следует исповедовать открыто [14] ; он был убежден, что греч. и лат. отцы проповедовали одно и то же учение об исхождении, используя при этом различные формулы [15] . После 1442 г. свт. Геннадий стал во главе противников унии и написал более 20 трактатов и писем антилат. содержания [16] , из которых по крайней мере 14 посвящены критике лат. интерполяции Filioque в Символ веры. Настаивать на том, что Св. Дух исходит от Отца и Сына, писал он, значит неизбежно вводить в учение о Св. Троице принцип двуначалия [17] . Св. Дух исходит от одного Отца, поскольку именно Он есть единственный источник всех божественных исхождений, родитель Сына и изводитель (προβολεύς) Св. Духа. Свойства отцовства и произведения (πατρότης καὶ προβολή) суть собственные признаки Первой Ипостаси. Сын и Дух уподобляются двум потокам, проистекающим из одного источника, двум ветвям, произрастающим из одного корня, двум братьям, рожденным одним отцом [18] .
В своем отношении к латинянам Геннадий Схоларий был достаточно умерен. Он избегал называть их еретиками и раскольниками, ограничиваясь определениями «отколовшиеся», «отложившиеся», «инаковерующие» (ἐσχισμένοι, κεχωρισμένοι, τεροδόξοι); их не следует принимать в евхаристическое общение, но можно ограничиться раздаянием антидора или благословенного хлеба; правосл. священники могут их благословлять [19] . В течение всей жизни Геннадий Схоларий пронес восторженное почитание Фомы Аквинского , сожалея лишь о том, что тот не родился на Востоке и потому не остался свободным от заблуждений в учении об исхождении Св. Духа [20] .
Объясняя христ. веру мусульманам, Геннадий Схоларий особенно отчетливо выделял ключевые моменты своего богословия. Всякая вещь имеет определенную цель. Цель человеческого существования заключается в достижении Бога и наслаждении Им, что осуществляется благодаря высшим способностям человека - разуму и воле. Последняя способность имеет особенно важное значение в делах веры [21] . А поскольку движущей силой является свободная воля, необходимо, чтобы Бог дал человеку некий закон, к-рым бы он руководствовался в выборе. Таких законов было дано 3: закон естественный, письменный (библейский) и евангельский. Первый закон был нарушен грехопадением: человек впал в идолослужение и стал поклоняться твари вместо Творца. Поэтому избранному малому народу был дан новый закон - письменный, для того чтобы подготовить людей к принятию более полного закона. В определенное время Бог Сам пожелал восстановить человека и даровать ему совершенный закон - закон благодати, после которого нет нужды ожидать иного, более совершенного. Закон, данный Господом на этот раз, нисколько не противоречит закону Моисея, но исполняет и совершенствует его. О нем уже благовествовали ветхозаветные пророки, языческие оракулы, его предвидели мудрейшие люди среди греков и египтян. После первоначального отпадения от Бога человек приблизился к Нему ближе, чем это было прежде.
Как в ранний период своей жизни, так и в поздний свт. Геннадий полагал, что Пресв. Богородица обладала изначальной святостью с момента зачатия прав. Анной , а успение Ее считал преславным переселением (μετάστασις) с душой и телом [22] . При этом он учитывал различие между офиц. церковным учением (κήρυϒμα) и совокупностью церковных преданий (δόϒμα) [23] : первое обязательно для всех, второе имеет право на существование, но не является вероучительной нормой [24] .
Среди ересей и еретиков прошлого Геннадий Схоларий называл Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина , главных противников учения свт. Григория Паламы, которых часто воспринимали как латинофилов. Суть паламитских споров свт. Геннадий видит в том, что антипаламиты отождествляли божественные сущность и энергии; по их мнению, если допустить, что божественные энергии являются познаваемыми, на чем настаивают паламиты, то и сущность становится доступной постижению, что невозможно. Сам же Геннадий Схоларий считает энергии производными от божественной сущности [25] и настаивает на реальности фаворского света .
Вопрос о божественном предведении и предопределении Геннадий Схоларий называл настоящей школой как для философов, так и для богословов. Ничто в мире не оставлено на волю случая, но Бог знает все: прошлое, настоящее, будущее. Божественное предопределение распространяется только на праведников, на тех, кто осуществили замысел Создателя; в отношении же грешников предопределение оборачивается осуждением. Между божественным предведением и предопределением действует свободная человеческая воля, которая нисколько не ущемлена в своем выборе. При расположении к добру она получает благодатное содействие (συνερϒία). На вопрос о времени смерти человека свт. Геннадий отвечает, что не только смерть праведника определена Богом, но и смерть грешника не оставлена без Его вмешательства.
Геннадий Схоларий уделил особенно пристальное внимание природе и происхождению человеческой души, отвечая на просьбы друзей и учеников. В трактатах, посвященных этим темам, последовательно обосновывается учение креационизма, непосредственного творения человеческой души Богом в определенный момент развития эмбриона. Свт. Геннадий дает примечательное уточнение, касающееся сроков водворения души в уже достаточно сформировавшийся плод, что в соответствии с представлениями античной медицины происходит примерно через 40 дней после зачатия [26] . Душа проходит через определенные стадии: растительная душа уступает место сначала душе животной, а затем разумной, которая и завершает образование тела. Одним из существенных богословских доводов в пользу креационизма служит таинство Боговоплощения.
Геннадий Схоларий упоминает 7 церковных таинств : Крещение, Евхаристию, Покаяние, Брак, Священство, Соборование, Миропомазание [27] . Каждое совершается в определенном порядке, и в каждом используются соответствующие вещества. Все таинства установлены Спасителем; об их установлении ясно сообщается в Писании, за исключением Миропомазания, для которого свт. Геннадий считает достаточным свидетельство « Ареопагитик » (Areop. EH. IV). В учении о таинстве Евхаристии Г. С. первым из греч. авторов стал широко употреблять термин « пресуществление » (μετουσίωσις [28] ). В этом он, вероятно, следовал за «Исповеданием» имп. Михаила VIII Палеолога , изложенным при заключении Лионской унии 1274 г.
Геннадий Схоларий подробно останавливается на вопросах о конечных судьбах мира и человека. Он говорит о 3 категориях человеческих душ: блаженные, падшие и грешные, имеющие надежду на спасение. Первые вскоре после смерти входят в общение со Христом, наслаждаясь естественным блаженством, ожидая после воскресения обрести вышнее блаженство, преображение плоти и созерцание Божества лицом к лицу. Души закоренелых грешников после смерти увлекаются бесами в преисподнюю, однако мучения для них в полной мере наступят только после всеобщего воскресения . Души тех, кто вел умеренную жизнь, совершив при этом незначительные грехи и не принеся за них должного покаяния, ожидают принятия в рай неопределенное время. Молитва Церкви помогает сократить время их испытания. Вопрос о месте, в котором они пребывают в течение этого времени, представляется свт. Геннадию не заслуживающим особого внимания. Они находятся в распоряжении демонов, называемых τελώνιοι (букв.- откупщики налогов), и претерпевают страдания морального характера.
Геннадий Схоларий с определенностью указывает на последний год существования мира, который, по мнению многих его современников, совпадает с окончанием 7-го тысячелетия от сотворения мира и должен был наступить в 1492 / 1493 г. Одним из грозных предзнаменований грядущего конца послужило падение Константинополя в 1453 г.
Гимнографическое наследие
Гимнографическое наследие святителя Геннадия ограничивается 3 произведениями:
Канон молебный о спасении Пелопоннеса с акростихом-подписью Γεναδίου в богородичнах;
Песнь Богу с мольбою;
«Иже во святых отцу нашему Григорию Паламе, архиепископу Фессалоникийскому, канон» с акростихом-подписью Σχολάριος в богородичнах (нач.: ᾿Ιδοὺ τὸ φῶς δικαίως καταλάμπει (Вот воистину свет сияет)).
Ни одно из них не вошло в печатные богослужебные книги.
Использованные материалы
Статья Православной энциклопедии :
http://www.pravenc.ru/text/162102.html
Cинаксарь на официальном сайте Греческой Православной Церкви:
http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=8&id=357
Страница официального сайта Константинопольского Патриархата:
http://www.ec-patr.org/list/index.php?lang=gr&id=159]].
Saint Herman Calendar 2009 , 72.
[1] Œuvres. T. 8. P. 351-498
[2] Œuvres. T. 1. P. 1-240
[3] Œuvres. T. 1. P. 295-375
[4] Tinnefeld. P. 493
[5] Œuvres. T. 1. P. 306-325
[6] Œuvres. T. 3. P. 23
[7] Ducas. Hist. P. 329
[8] ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 283
[9] Данные приведены Тинненфельдом в Theologie Byzantine . Он ссылается на 2 греческие работы, которые в свою очередь сами ссылаются на вторичную литературу. При этом Тиннефельд видел рукопись Ороса Собора, в которой ничего о канонизации не сказано.
[10] Например память 31 августа приведена в Германовском календаре за 2009 год; память 25 августа - в синаксаре на официальном сайте Греческой Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=8&id=357
[11] См. статью _Православной энциклопедии_, http://www.pravenc.ru/text/162102.html ; страницу официального сайта Константинопольского Патриархата, http://www.ec-patr.org/list/index.php?lang=gr&id=159
[12] текст также сохр. в слав. переводе - Ковачевић Љ. Неколико прилога за црквену и политичку историjу Jужних словена // Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1885. Књ. 63. С. 12-13
[13] Œuvres. T. 3. P. 446
[14] Œuvres. T. 1. P. 325-345
[15] Œuvres. T. 1. P. 372-374
[16] Œuvres. T. 2-3
[17] Œuvres. T. 3. P. 100-116
[18] Œuvres. T. 2. P. 199-203
[19] Œuvres. T. 4. P. 195
[20] Œuvres. T. 6. P. 1
[21] Œuvres. T. 3. P. 295
[22] Œuvres. T. 1. Р. 197-210
[23] Œuvres. T. 2. Р. 472
[24] ср.: Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 27. 66
[25] Œuvres. T. 3. P. 228-239
[26] см., напр.: Ps.-Plutarchus. Placita philosophorum V 21, 23 // Plutarchi Moralia / Ed. J. Mau. Lpz., 1971. T. 5/2/1
[27] Œuvres. T. 4. Р. 190-197
[28] Œuvres. T. 1. Р. 123-136; T. 4. P. 309
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент