Значение слова НИНОШВИЛИ в Литературной энциклопедии

НИНОШВИЛИ

Игнатий [1859—1894] — грузинский революционный писатель. Р. в крестьянской семье. Учился в Озургетской семинарии. После первого же конфликта с преподавателями школы был вынужден ее оставить. В 1885 переехал в Тифлис, где работал наборщиком. В 1888 уехал за границу, где стал чернорабочим. В 1889, работая в Батуме грузчиком, Н. организовывал рабочие кружки, распространял социалистические идеи, объединяя вокруг себя революционную молодежь. К этому времени относится увлечение Н. идеями народнического социализма, оставившими заметные следы в его творчестве. В начале 90-х годов Н. познакомился с лит-рой группы «Освобождение труда» и в дальнейшем эволюционировал к марксизму. В 1892 по инициативе Н. было созвано первое нелегальное собрание «масаме даси» (третье поколение), которое относится к началу марксистского революционного движения в Грузии. Ниношвили умер от туберкулеза в самом разгаре своей революционной деятельности. Литературная деятельность Ниношвили протекала во второй половине XIX века, в эпоху интенсивного развития промышленного капитала, углубляющейся классовой диференциации и обострения классовой борьбы. За короткий срок своей литературной деятельности (3—4 года) Ниношвили написал 15 рассказов, 1 роман и несколько публицистических статей. В противовес писателям — идеологам феодально-дворянской Грузии, изображавшим в художественной лит-pe грузинский народ как единый социальный организм с общими социально-политическими интересами, Н. четко выдвигал в своем творчестве проблему классовой борьбы, вскрывая классовый антагонизм между помещиком и крестьянином, между кулаком и бедняком. Особенно ярко

90 очерчены у Н. типы кулака (Давид и Дроидзе) и бедняка (Семен Дваладзе, Гогий Уишвили и др.). Творчество Н. в общем связано со сложными процессами социальной диференциации во 2-й половине XIX в. В его произведениях широко отображены: процесс разрушения патриархального деревенского быта («Палиостомис тба» — «Палиостом-озеро», «Симона»), деградации дворянства («Чвени дроис гмири» — «Герой нашего времени», «Христина»), борьба крестьян-гурийцев с дворянами (роман «Джанки Гуриаши», 1889; «Восстание в Грузии»), пролетаризация крестьянства («Гогий Уишвили», «Moce Мцерали», «Ганкаргулеба»), нарождение трудовой интеллигенции. В лице Спиридона Мциришвили («Герой нашего времени») Ниношвили показал интеллигента, борющегося за освобождение трудящихся. Весь этот сложный процесс социальной диференциации Ниношвили стремился осветить с точки зрения марксистской идеологии. Для Ниношвили характерно динамическое развертывание сюжета. Несмотря на трагические концовки, все его произведения проникнуты верой в творческие силы рабочего класса. Библиография: I. Полное собр. произведений, тт. I и II, Груз. Госиздат, 1928. II. Гомартели Ив., Предисловие к сочин. Ниношвили, 1920; Кикодзе Пл., Литературная Грузия, 1927; Буачидзе Б., Литература и современность, Тифлис, 1927; Махарадзе Ф., Жизнь и творчество Э. Ниношвили, Грузгиз, 1930. К. Иремадзе

Литературная энциклопедия.