Значение слова БЕАТИФИКАЦИЯ в Православной энциклопедии Древо

Что такое БЕАТИФИКАЦИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Беатификация (лат. beatificatio) — в Римо-католической церкви процедура причисления к лику блаженных , этап, предшествующий канонизации , или санктификации, установлению общецерковного почитания святости почившего праведника.

В Православной Церкви точный аналог беатификации как ступени свидетельства о святости перед канонизацией отсутствует, но отчасти ее напоминает акт причисления человека к чину местночтимых святых.

В римо-католичестве разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой Урбаном VIII . Четкие канонические требования к процедуре беатификации установил папа Бенедикт XIV . Процесс предусматривает проверку ортодоксальности сочинений «кандидата» (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству «потенциального» блаженного (это требование необязательно только для мучеников). С XVII века Рим окончательно концентрирует в ведении св. престола все составляющие процесса беатификация, изымая их из ведения епархиальных археиреев. Лишь в самое последнее время появились признаки того, что подобная ситуация будет меняться и папа оставит целиком за собой исключительно акты канонизации.

Сначала в Ватикан представляется так называемое positio — достаточно обширное досье на «кандидата» в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части — неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные «кандидатом» (до XIX века таких «противников» даже назначали, именуя их « адвокатами дьявола »).

Если процесс завершается в пользу «кандидата», досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по делам святых , где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди.

Комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или иного логического объяснения. Если комиссия не находит подобного объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и явлено оно было по молитвам или при благодатной помощи именно этого "кандидата".

Только после этого Папа подписывает соответствующий официальный акт провозглашения нового блаженного.

Новейшие реформы процесса причисления к лику блаженных в духе Второго Ватиканского Собора , ознаменовавшего либерализацию подхода к святости, проводили Павел VI (документ Sanctitas clarior, 1969) и сам Иоанн Павел II (апостольская конституция Divinus Perfectionis magister, 1983). В результате была существенно умерена жесткость требований к чистоте учения, зафиксированного в писаниях «кандидата», и исключительности его духовного подвига, но акцентировался социальный аспект христианского служения, который теперь играет очень важную роль при вынесении суждения о беатификации.

Процесс беатификации завершается собственного обрядом причисления к лику блаженных, который обычно проходит в соборе св. Петра . При этом открывается покрытая тканью икона блаженного, читается декрет о беатификации и поется гимн Te Deum .

Ссылки

http://www.patriarchia.ru/db/text/10062.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.