Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Афанасьев Николай Николаевич ( 1893 - 1966 ), протопресвитер .
Родился 4 сентября 1893 г. в Одессе . Отец его, Николай Григорьевич Афанасьев, присяжный поверенный, скончался, когда его дети, Николай и Зинаида, были еще в гимназии. Воспитали его мать, Прасковья Яковлевна, и бабушка Афанасьева.
Окончил гимназию в 1912 или 1913 г., с опозданием по болезни. По окончании гимназии поступил в Новороссийский Университет, на медицинский факультет, где пробыл один год, затем перешел на физико-математический факультет.
С 15 ноября 1915 г. по 15 мая 1916 года был в Сергиевском Артиллерийском училище в Одессе. С 16 мая 1916 г. по ноябрь 1920 г. проходил военную службу в Томской Береговой Артиллерии (по флоту).
Во время I Мировой войны был в Ревеле , а в период гражданской войны жил в Одессе , Новороссийске , Севастополе . В перерыве, в 1918 г., вновь поступил на Математическое отделение и служил в банке.
После эвакуации в ноябре 1920 года из Севастополя, прямо из Константинополя попадает в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев и весной 1921 года поступает на только что открытый Богословский факультет в Белграде и принимает участие в Белградском православном кружке.
По окончании Богословского Факультета в октябре 1925 г. венчается в Праге в ноябре того же года. С этого же времени состоит преподавателем Закона Божия в женской гимназии в Скопле (временно в гор. Штине). Становится (негласным) советником митр. Варнавы , будущего патриарха. Готовит докторскую диссертацию на тему «Государственная власть на вселенских соборах». Диссертация одобрена проф. А. П. Доброклонским.
Осенью 1929 г. получает стипендию Русской Академической Группы в Белграде для подготовки докторских экзаменов и для дополнения (по желанию Богословского Факультета) диссертации. Диссертация не была защищена и экзамены не были сданы, так как в октябре 1929 г. должен был уехать по болезни из Белграда в Давос и Ментону . В Югославию не вернулся по семейным обстоятельствам.
В марте 1930 г. получает стипендию Православного Богословского Института в Париже и осенью этого же года получает место в Религиозно-Педагогическом Кабинете при Православном Богословском Институте, руководимом В. В. Зеньковским . В октябре этого же года, после вступительной лекции в Богословском Институте, назначается с 1930 по 1931 г. в Институт для чтения одной лекции в неделю на тему "Источники церковного права".
С 1932 по 1940 год состоит доцентом Православного Богословского Института в Париже (преподает церковное право и греческий язык). Написал много статей, которые были напечатаны, и много неизданных и незаконченных трудов.
В 1930-х годах принимает участие в работе РСХД .
С 1934 г. по 1939 г. часто ездит в лагеря, руководимые А. Е. Матео, и помогает ей в ее работе с молодежью.
7 января 1940 г. рукоположен в диаконы , 8 января того же рукоположен в священники митр. Евлогием . Водили вокруг престола о. Сергий Булгаков и о. Киприан (Керн) .
С 18 июля 1941 г. по август 1947 г. о. Николай состоит настоятелем Русского Православного прихода в г. Тунисе ; впоследствии — настоятелем в г. Бизерте и временами заменяет греческого священника. Приход был рассыпан по всей стране. Большинство прихожан были бывшими офицерами Русского Флота.
С августа 1947 г. по осень 1950 г. состоит доцентом Православного Богословского Института в Париже. 2 июля 1950 г. защищает диссертацию на тему «Церковь Духа Святого». Оппонентами были еп. Кассиан и проф. Владимир Васильевич Вейдле . С осени 1950 г. назначен ординарным профессором Православного Богословского Института. (Вместо докторских экзаменов делает доклад в на тему "неудавшийся Церковный Округ"). В Богословском Институте читает лекции: Церковное право, История церкви (древняя). По церковной истории лекций становится все больше и больше после отъезда о. А. Шмемана в Америку и смерти А. В. Карташева .
В период 1947 — 1966 пишет многочисленные труды, главным образом по экклезиологии, изданные и неизданные. С 1953 г. начинает много печататься по-французски. В 1952 г. кладет начало, вместе с о. Киприаном, литургическим конференциям в Православном Богословском Институте и участвует в многочисленных экуменических встречах.
Одновременно с педагогической и ученой деятельное о. Николай Афанасьев принимает деятельное участие в церковном Управлении Экзархата и потом Архиепископии.
В 1952 г. митрополит Владимир (Тихоницкий) назначает его Каноническим Советником Епархиального управления и Председателем Канонической Комиссии. Затем митрополит Владимир назначает его Председателем Духовного Судебного Присутствия. После получения Граматы Вселенского Патриарха от 22 ноября 1965 года о. Николай принимает деятельное участие в оформлении нового канонического положения с авторитетом, который давали ему его исключительные знания Канонического права.
Здоровье о. Николая начало очень слабеть за последние 3-4 года.
4 декабря 1966 г. он скончался.
Похороны о. Николая Афанасьева состоялись 8 декабря. Храм Сергиевского Подворья был полон молящихся, служение совершалось по церковно-славянски, гречески и французски. По окончании отпевания гроб с телом почившего пастыря при перезвоне колоколов и пении «Помощник и Покровитель», был обнесен вокруг храма, и тело отбыло в Сент-Женевьев-де-Буа , где было предано земле, после совершения литии на кладбище.
Могила о. Николая Афанасьева находится недалеко от могилы его друга протопресвитера Василия Зеньковского .
Труды
Авторитет государства и Вселенские Соборы. - Скополье. 1927. 67 с. (на сербском языке).
Каноны и каноническое сознание. - Париж, 1933.
Трапеза Господня. - Париж, 1952. 93 с. (2-е издание (репринт) - Рига: Балто-славянское общество, 1992).
Вступление в Церковь. - Париж, 1952 (ротаторное издание) (2-е издание - М.: Паломник; Центр по изучению религий, 1993. - 203 с.).
Служение мирян в Церкви. - Париж, 1955 (2-е издание - М.: Московская высшая православно-христианская школа, 1995. 102 с.).
Церковь Духа Святого. - Париж, 1971. 332 с. (Книга содержит краткий биографический очерк и библиографию) (2-е издание (репринт без биографического очерка и библиографии) - Рига: Балто-славянское общество, 1994. 328 с.) (Французский перевод - L'Eglise du Saint-Esprit. - Paris: Cerf, 1975. 376 p.).
Экклезиология вступления в клир. -Киев: Задруга, 1997. 109 с.
Una Sancta. - [М.; Рига], [2000]. 48 с.
Литература
Вестник РХД 82. IV-1966.
Использованные материалы
http://www.golubinski.ru/academia/afanasieffnew.htm
http://zarubezhje.narod.ru/av/a_024.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент