Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Александр Лионский (+ 177 ), мученик .
Память 25 июля .
Принял мученический венец вместе с сорока тремя христианами в Лионе (Лугдуне) , одном из главных городов римской провинции Галлия , в 177 году. Во время тогдашних гонений среди христиан Лиона обнаружилось различие: одни были готовы к мученичеству, другие страшились его. При этом каждый день хватали всё новых христиан, забирая самых деятельных и ревностных. Между испугавшихся пыток нашлись лжесвидетели, обращая на верных ещё больший гнев народа своими наветами. Христиане подверглись страшным пыткам в заключении, но и осведомители были влекомы в тюрьму для дачи дальнейших показаний.
По словам письма от церквей Лиона и Виенны , приводимым Евсевием Памфилом ,
(47)От кесаря пришел ответ: исповедников мучить; кто отречется, тех отпустить. Как раз начиналось Собрание провинциалов (очень многолюдное, так как на него сходятся ото всех племен), и легат превратил выход мучеников к трибуне в театральное зрелище для толпы. Тут он опять их допрашивал: римским гражданам велел отрубить головы, а остальных бросить зверям.
(48) Прославили Христа, вопреки ожиданию язычников, недавние отступники. Их допрашивали каждого особо, обещая освобождение, но они исповедали свою веру и были причислены к мученикам. В стороне остались те, в ком не было и следа веры, кто не понимал, что значит брачная одежда, и не имел страха Божия. Сыны погибели, они самим отречением произнесли хулу на Путь; все остальные объединились с Церковью.
(49) При допросе присутствовал некий Александр, фригиец родом, врач. Он много лет жил в Галлии и почти всем был известен своей любовью к Богу и смелостью своей речи; не был он обделен и апостольским даром. Стоя у трибуны, он знаками поощрял исповедников; стоявшим кругом казалось, что он в родовых схватках,
(50) и чернь, раздраженная тем, что недавние отступники стали исповедниками, стала вопить, что это дело Александра. Легат подозвал его и стал допрашивать, кто он, и, обозлившись на его ответ: “Христианин”, осудил на съедение зверям. На следующий день он вышел на арену вместе с Атталом , и легат, в угоду черни, и Аттала отдал зверям.
(51) В амфитеатре они испытали на себе все орудия, придуманные для пыток, и выдержали великое состязание; наконец, их закололи. Александр не издал ни слова, ни звука: сердце его было с Богом.
По смерти, вероятно, что его останки, вместе с телами прочих мучеников Лионских, были выставлены язычниками на шестидневное поругание а затем сожжены и развеены над Роной , чтобы воспрепятствовать, по мнению мучителей, воскресению тела. По другим сведениям, мощи мучеников Александра и его друга Епипода были сохранены. Они долгое время хранились с мощами святого Иринея в Лионской церкви святого Иринея .
См. также Лионские мученики .
Использованные материалы
Евсевий Памфил Церковная история , книга V:
http://www.wco.ru/biblio/books/pamfil1/Main.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент