Значение АГАФИЯ ПАНОРМСКАЯ в Православной энциклопедии Древо

Что такое АГАФИЯ ПАНОРМСКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Агафия Панормская (Палермская), Катанская, Сицилийская (ок. 251 ), дева, мученица .

Память 5 февраля

Была дочерью именитых и богатых родителей-христиан из города Панорм (ныне Палермо ) или Катаны ( Сицилия ). Во время гонения при императоре Декии (249-251) градоправитель Катаны - Квинтиан, прослышав о богатстве и красоте Агафии, послал за ней воинов, чтобы привести ее на суд как христианку. В Катане святую поместили у одной богатой женщины, имевшей пятерых дочерей. Все они старались соблазнить святую Агафию нарядами, угощениями, развлечениями, убеждая ее принести жертву языческим богам, но святая не поддалась на их уловки и, презрев все наслаждения, молила Господа даровать ей силы на мученический подвиг.

Красота Агафии поразила Квинтиана, и он желал сделать её своей женой, но получил отказ. На допросе у Квинтиана мученица не склонилась ни на ласки, ни на уговоры и была подвергнута жестокому глумлению: ей терзали грудь железными когтями и, наконец, отрезали сосцы. В темнице страдалице явился святой апостол Петр и исцелил ее от ран. Вновь приведенная на пытку святая Агафия изумила Кинтиана тем, что грудь ее была невредима. Тогда ее опять стали мучить. В это время в городе началось землетрясение, и разверзшаяся земля поглотила ближайших друзей Квинтиана. Перепуганные жители прибежали к Кинтиану, требуя, чтобы он прекратил пытки. Опасаясь народного возмущения, Кинтиан отослал святую Агафию обратно в темницу, где мученица, воздав благодарение, мирно предала дух свой Богу.

По преданию, сам Квинтиан отправился с челядью, дабы завладеть землями и богатствами Агафии. Однако во время переправы через реку лошадь ударила его копытом в лицо, тем самым его обезобразив, и сбросила в воду. Тело его так и не было найдено.

Мощи и почитание

Ровно через год, 5 февраля 252 года, случилось извержение расположенного неподалёку вулкана Этна . По молитвам местных жителей к Агафии лава остановилась, не нанеся ущерба. Слава об этом чуде разнеслась по всем окрестностям, в частности, дошла до острова Мальта , святой покровительницей которого с тех пор считается эта святая. Близ Этны с тех пор святую почитают заступницей от извержений этого вулкана.

Имя святой встречается в древнем Карфагенском календаре V - VI веков. Ныне известна латинская версия ее жития, написанная не ранее VI века. Папа Симмах (498-514) основал церковь святой Агафии на Аврелиевой дороге; а святитель Григорий I Великий (590-604) освятил в ее честь готскую церковь в Риме , основал монастырь святых Максима и Агафии в Палермо, и поместил часть мощей мученицы в церкви святого Стефана на острове Капри . Император Василий II и его брат Константин VIII в 976 - 1028 годы перенесли ее мощи в Константинополь , где уже с IX века существовал храм во имя святой Агафии, упомянутый в панегирике святой патриарха Мефодия . После захвата Константинополя латинянами в 1204 году мощи были возвращены в Катанию, в честь чего там установлен праздник 18 августа, а Агафия считается главной покровительницей Катании; тогда же часть мощей (рука) была перенесена в Палермо, где это событие отмечается 17 августа. Установлены различные дни почитания и в других окрестных областях.

Житие святой Агафии было широко известно на Западе в пересказе в « Золотой легенде » Иакова из Варацце.

Пространное житие святой было переведено на славянский язык к концу XI века, а краткое - в XII веке в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й половине XIV века оно было вновь переведено на славянский язык, по-видимому сербами на Афоне , в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI веке пространное и краткое жития под 5 февраля были включены в Великие Минеи Четьи [1] .

Гимнография

Канон святой Агафии (2-го гласа) сочинен преподобным Феофаном Начертанным и имеет акростих «Благую благими воспоим песньми», вписанный в тропари и богородичны. Этот канон, изначально составленный со 2-й песнью, усеченной в печатных Минеях, содержится в рукописных студийских греческих и славянских Минеях [2] . В греческой также помещен вышедший из употребления канон Иосифа (+ 883) со 2-й песнью и алфавитным акростихом, вписанным в тропари и богородичны. Состав службы в греческой рукописи более распространен по сравнению с текстами печатных Миней.

Минея иерусалимского типа [3] отражает следующую стадию развития службы Агафии, более близкую к современной практике: под 5 февраля объединяются отдание праздника Сретения , память Агафии и память святого Вукола [4] , поэтому гимнография Агафии сокращается - остаются канон Феофана и 3 стихиры. В целом служба, соединенная со службой попразднства Сретения и выписанная в Минее [5] , употребляемой в богослужебной практике Русской Православной Церкви , совпадает (стихиры на вечерне, канон) с последованием современной греческой афинской Минеи [6] . Славник на вечерне в печатных греческих и славянских Минеях приписывается Феодору Сикеоту .

В Типиконе Великой церкви ( X в.) и в Стишном Прологе Христофора Митилинского ( XI в.) отмечена память свфтой Агафии, совершавшаяся в ее мартириуме, расположенном в Триконхе , и служба ей [7] с общим тропарем мученице, сохранившимся и в современной литургической практике. Студийский устав и служебные Минеи к нему содержат память Агафии [8] и последование (каноны Феофана и Иосифа, седален, стихиры). Мессинский Типикон ( 1131 ) предписывает соединение службы святой с попразднством Сретения [9] , указано на утрене петь тропарь, читать житие Агафии и совершать поклонение ее мощам; на литургии петь тропари 6-й песни канона ей и кондак. Согласно древним спискам Иерусалимского устава [10] , по русскому первопечатному Типикону 1610 года, и по современному Типикону Русской Православной Церкви, Агафии полагается служба без знака , а по греческому - со славником на вечерне.

Источники

BHL, N 133-140.

ActaSS. Febr. T. 1. P. 595-656.

ЖСв. Февр. С. 68-77.

Литература

Dufourq A. Agathe (1) // DHGE. T. 1. Sp. 909-910.

LTK. Bd. 1. Sp. 183-184.

Mioni E. L'Encomio di S. Agatha di Metodio Patriarca // AnBoll. T. 68. 1950. 58-93.

Janin. Églises et monastèries. P. 6-7.

Сергий (Спасский), Месяцеслов , т. 2, 34.

Использованные материалы

Макаров, А. И., Никифорова, А. Ю., Луковникова, Е. А., "Агафия Панормская", Православная энциклопедия , т. I:

http://pravenc.ru/text/63220.html

http://days.pravoslavie.ru/Life/life391.htm

http://orthodoxengland.org.uk/oemalta.htm

http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=1174 (образ, частная коллекция)

[1] Иосиф, архим., Оглавление ВМЧ , Стб. 448.

[2] напр., кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. № 181. Л. 24-30об.; XII в. ГИМ. Син. № 164. Л. 36-41об.

[3] Син. Греч. № 153. Л. 40об.- 50об. 2-я четв. XIV в.

[4] в Син. Греч. № 181, 6 февр.

[5] Минея (МП). Февр. С. 192-199.

[6] Μηναῖον. Θεβρουάριος. Σ. 54-62.

[7] Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-227.

[8] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 480.

[9] Arranz. Typicon. Р. 120.

[10] напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 39.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.