Значение слова АТАР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АТАР

(авест.) в иранской мифологии персонификация огня, образ индоиранской древности (atharyu - эпитет огня в «Ригведе» со значением «пылающий»). По учению «Гат», А. - не самостоятельно действующая сила, но символ и внешнее проявление высшего божества (34, 4; 43, 9; 51, 9), иногда его «тело» (30, 5; 36, 6, «Яшт» XIII 3 и др.). Индоевропейским представлениям об огненной природе всего бытия соответствует иранский миф о том, что бог создал небо, воды, землю, растения, животных, человека и «во всем этом был распределен огонь» («Затспрам» 1, 20; кратко в «Ясне» 17 и 19). В «Младшей Авесте» А. - сын Ахурамазды («Ясна» 17, 1 и пр.), в отличие от «Гат» он трактовался как отдельная личность с собственной волей. Авестийская традиция подчеркивала родство А. с духовными, а не с телесными силами космоса. По «Видевдату» (XVIII) и «Яшту» (XIX) огонь смертен, его существованию постоянно угрожают силы тьмы, особенно дракон Ажи-Дахака. А. боролся с ним, в частности за право обладания атрибутом царственности - хварно (см. ФАРН ). Известны древние святилища огня в Иране (археологические памятники Мидии 8-7 вв. до н. э. - Нуш-и джан, Кызкапан, Дуккан-и Дауд). Поклонение огню было характерно для всего иранского мира при заметных различиях локальных его форм. В древне-персидском календаре фигурировал месяц «поклонения огню» и совершались огненные ритуалы (рельефы в Накши-Рустеме), известные также скифам, парфянам, хорезмийцам. По огню гадали и предсказывали будущее \[ «Ясна» 31, 9, 19; 36, 7, сообщения Катулла (90, 5), Агафия, Порфирия и др. \].Лит.: Hertel J„ Die arische Feuerlehre, Lpz„ 1925; Kramers J. Н., Iranian Fire-Worship, в его кн.: Analecta Orientalia, v. 1, Leiden, 1954; Paoloni C., I fuochi sacri dell'antica Persia, Mil., 1971. Л. А. Лелеков.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.