(исп. Cid; араб.: альсеид - господин) - герой испанской героической поэмы «Песнь о моем Сиде», сохранившейся в единственном списке, составленном в 1307 г. Однако сложилась она, видимо, около 1140 г., т.е. меньше чем через полвека после смерти Сида - реально существующего Родриго (Руя) Диаса де Бивар - известного испанского военачальника эпохи Реконкисты, жившего с 1040 по 1099 г. Это обусловливает большую степень исторической достоверности поэмы. С.- главный положительный герой «Песни». Оклеветанный завистниками и изгнанный королем Альфонсом VI из Кастилии, он вынужден взяться за оружие и идти в поход против мавров. С. отвоевывает у неверных Валенсию и другие земли благодаря воинскому таланту и житейской мудрости (последнее отличает его от Роланда, каким тот изображен в «Песне о Роланде»). Герой также захватывает богатую военную добычу, что позволяет ему примириться с королем. В «Песни» подчеркивается непререкаемый авторитет С. среди родичей и вассалов, который основывается не только на его мудрости, но и на справедливости, отеческой заботе о семье и войске. С. наделен чертами идеального эпического властителя (что сближает его с образом Карла Великого). С. совершенно чужда героическая неистовость, эпическая безмерность. Он уравновешен, рассудочен и дальновиден, несмотря на то что в поход против мавров выступает движимый обидой на несправедливость Альфонса VI. В поэме дается разносторонняя характеристика С. Прежде всего герой предстает как славный воин и верный вассал, который освобождает испанскую землю от мавров и не забывает отсылать часть военной добычи своему сюзерену - королю Кастилии. Сказитель подчеркивает также благородство и великодушие С. Эти черты характера герой проявляет по отношению к маврам, которым он позволяет мирно жить и трудиться на отвоеванных землях. За это мавры его любят и благословляют. Более того, С. поддерживает дружеские отношения с «врагом» - правителем Молины мавром Абенгальбоном. Поэма подчеркивает присущее С. чувство собственного достоинства, силу душевных чувств и сдержанность в их проявлении. Характерен в этом смысле эпизод суда над инфантами Карионскими. После того как инфанты бросили в лесу своих жен (дочерей С.) и обрекли тем самым на смерть, чтобы завладеть их состоянием, С. требует созвать кортесы и осудить этот поступок. Сам С. не удостаивает обидчиков поединком. Он отбирает у них свой подарок - боевые мечи Ко-ладу и Тисону, подчеркивая тем самым, что люди, поднявшие руку на беззащитных женщин, недостойны называться мужчинами. Попранная честь С. и его дочерей восстанавливается в ходе судебного поединка воинов С. с инфантами. В отличие от Роланда С. изображается также и в буднично-прозаической сфере. Много внимания сказитель уделяет привязанности С. к жене и дочерям. В отношениях с ними проявляется эмоциональная сторона его характера. Так, сцену прощания С. с женой Хименой перед походом на Валенсию принято сравнивать по накалу чувств со сценой прощания Гектора и Андромахи. Сказитель подчеркивает «демократичность» образа С., вводя эпизод с бургосскими ростовщиками, которым он оставляет в залог сундуки, набитые песком и камнями. Так С. проявляет обычно не свойственную эпическому герою хитрость. Позднее, однако, он щедро расплачивается с ростовщиками. С. также становится героем ряда других эпических поэм в Испании. Он является прототипом испанских романсеро и героя трагедии П.Корнеля «Сид» (1636). (лит. герои)
Значение слова СИД в Литературной энциклопедии
Что такое СИД
Литературная энциклопедия. 2012