Значение слова ТОЛЛЕР в Литературной энциклопедии

Что такое ТОЛЛЕР

Эрнст [Ernst Toller 1893—] — немецкий драматург, поэт и общественный деятель. Выходец из еврейской мелкобуржуазной семьи. Юношей начал писать мятежно-романтические стихи. Долго жил во Франции. В 1914 Т. вступает добровольцем в армию. Лишь двухлетнее пребывание в окопах излечивает Т. от шовинистического угара. Недавний патриот становится мечтательным пацифистом. Огромное влияние оказало на дальнейшее развитие Т. падение царской власти в России. Т. выступал на собраниях, рабочие выбирают его членом стачечного комитета. Скоро Т. очутился в военной тюрьме. Там он читает Бакунина и Ландауэра, Маркса и Энгельса, но остается мечтательным бунтарем с

289 путаной социальной программой. Когда в ноябре 1918 монархия пала, Т. вместе с независимыми с.-д. и социал-шовинистами образовал с.-д мюнхенское правительство. Убийство К. Эйснера графом Арко (1919) привело к обострению борьбы за власть в Баварии. 7 апреля в Мюнхене провозглашена советская республика. Во главе ее стал Т. и анархист Ландауэр. Реакция собрала огромные силы и бросила их на Мюнхен. Прекраснодушный мятежник Т. явился невольным ее пособником: он развалил фронт в Дахау с целью «избежать кровопролития» и «склонить к мирным переговорам» вильгельмовских генералов. Революция сломлена. Лучшие сыны ее убиты. Военный суд приговорил Т. к пятилетнему заключению в крепости. Во время заключения в крепости Т. написал ряд драм, их ставили берлинские театры, и в 1924 Т. выходит из тюрьмы прославленным драматургом. В годы 1924—1930 Т. отдается полностью лит-ой деятельности, однако произведения этой поры уже не находили прежнего резонанса ни в Германии, ни за ее рубежом — за исключением глубоко пессимистической драмы «Гоп-ля, мы живем». В момент государственного переворота Т. случайно оказался в Швейцарии. Лит-ая деятельность для Т. стала в Германии невозможной. Через некоторое время Т. эмигрировал и принимал деятельное участие в общественной борьбе за границей. Покончил самоубийством в 1939. На лит-ой деятельности Т. лежит тот же отпечаток двойственности, что и на его политических выступлениях. Т. органически связан с немецким экспрессионизмом ( см .). Хотя в наши дни Т. считает свой экспрессионизм «данью времени» и утверждает, что он пришел к социалистическому реализму, однако и поэтика его и творческие навыки противоречат требованиям реализма. Т. остро воспринимает явления действительности, но он бессилен преодолеть свой анархический субъективизм. Ограниченность поля зрения и субъективизм отразились и

290 на форме его произведений. Даже исходя из подлинного познания действительности, он облекает это познание в преувеличенные или схематизированные образы. Его персонажи часто лишены крови и плоти. Луначарский правильно отмечает утомительную манерность Т. и «быструю смену незавершенных, как бы мигающих образов». Первую свою драму «Поворот» (Die Wendung) Т. начал писать во время войны и закончил в крепости. Затем в крепости были написаны «Человек-масса» (Masse-Mensch, 1921), «Машиноборцы» (Die Maschinenst?rmer, 1922), гротеск «Раскованный Вотан» (Der entfesselte Wotan, 1923), «Хинкеманн» (Hinkemann, 1924) и две книги стихотворений (Gedichte der Gefangenen, 1921, Das Schwalbenbuch, 1924). Лучшее в лирике Т. — неизбывная, подчас сентиментальная любовь к бытию в его конкретных явлениях, преодолевающая пессимизм «скорбника». Комедии и гротески Т. с их «комизмом ситуаций», а не характеров лишены свободного и живого юмора. Т. бичует в них ложь и ничтожество современного ему общества, в них ценны второстепенные персонажи, оригинальны и метки лишь отдельные сцены. В «Машиноборцах» и «Человеке-массе» Т. строит фабулу на конфликте революционера-одиночки и массы. Трагизм гибнущей высокой личности одна из излюбленных его тем. «Гоп-ля, мы живем» говорит о разочаровании Т. в силах революции, дает резко сатирическую картину Веймарской республики. Т. идет в своих драмах от реализма к феерии, к «сценической оратории», но изобразительные возможности Т. беднее поставленных им себе грандиозных задач. Пьесы «Американское чудо» (Wunder in Amerika, 1928) и «Слепая богиня» (Die blinde G?ttin, 1929) ниже уровня более ранних произведений Т. и прошли не отмеченными советским читателем и критикой. В годы подготовки государственного переворота 1933 и в эмиграции Т. много пишет прозой. Наиболее значительным прозаическим произведением Т. является книга его воспоминаний «Юность в Германии» (Eine Jugend in Deutschland, 1933). Т. рассказывает в ней о своем поколении, о Германии вильгельмовской эпохи, о собственных колебаниях и ошибках. Почти половина книги посвящена Баварской советской республике и последствиям ее разгрома. В 1935 Т. выпустил «Тюремные письма» (Briefe aus dem Gef?ngnis). Ошибки и срывы Т. велики. Все же его творчество, исполненное ненависти к капитализму, сохраняет свое общественное значение. Основные произведения Т. ставились на советской сцене. Библиография : I. Человек-масса, М. — П., 1923; Разрушители машин, Ив.-Вознесенск, 1923; Эуген несчастный, П., 1923; Освобожденный Вотан, Л. — М., 1924; то же, 2 изд., Л. — М., 1925; Тюремные песни, М., 1925 [стихи]; Штурм голода, М., 1926 [рассказы]; Песни заключенного [стихи] в сб.: Революционная поэзия на Западе, М., 1927; Живем, живем! Л., 1928; Дело об убийстве, М., 1934 (переработка пьесы «Слепая богиня»); Гасить котлы! М., 1935; Юность в Германии, М., 1935; Допрос (Новелла), «Огонек», 1936, № 29 (575).

291 II. Droop F., B. Toller und seine B?hnenwerke. Mit selbstbiograph. Notizen dr. B?hnendichters, B., 1922; Signer P., Ernst Toller (Eine Studie), B., 1924; Chandler F. W., Modern Continental playwrights, N. Y., 1931; West R., Ending in earnest, N. Y., 1931; Authors today and yesterday, ed. by S. J. Kunitz, 2 nd ed., N. Y. 1934; Предислов. А. Луначарского к кн.: Толлер Э., Тюремные песни, М., 1925; Из автобиографии Эрнеста Толлера в кн.: Толлер Э. Освобожденный Вотан (2 изд.), Л. — М., 1925.

Литературная энциклопедия.