Людвиг [Ludwig Renn, псевд. Арнольда Фит-Гольсенау, 1889—] — современный германский писатель, один из крупнейших представителей германской интеллигенции, перешедших на сторону революционного пролетариата. Р. в дворянско-офицерской семье, учился в военной школе, участвовал в империалистической войне в качестве командира батальона. Революционные события 1918—1920 вызвали решительный перелом в убеждениях Р.; он ушел с военной службы, — непосредственным поводом
629 к его уходу был его отказ стрелять в революционных рабочих во время капповского путча. После нескольких лет неопределенных исканий Р. вступил в коммунистическую партию Германии. В 1928 вышла его первая книга «Krieg» (Война). Р. спокойно, с профессиональной деловитостью бывшего фронтовика рассказывает о военных действиях, участником к-рых он был; его герой — честный и исполнительный военнослужащий, беспрекословно повинующийся офицерам. В романе отсутствует пацифистская тенденция, но даваемый Ренном ничем не прикрашенный образ империалистического фронта, несмотря на объективизм, делает его роман по существу антивоенным. Ренн прекрасно передает психологию серого «неизвестного солдата», не поднявшегося до протеста против империалистической войны, но смутно сознающего ее жестокость и несправедливость. Р. не вскрывает классового характера империалистической войны, но с предельной ясностью показывает, что его герой — как писал впоследствии он сам — «повинуется именно потому, что ему неизвестно, во имя какой цели следовало бы ему не повиноваться». «Война» сразу доставила ее автору мировую славу; несмотря на ее политическую недоговоренность, она явилась одним из наиболее реалистически-правдивых, свободных от пацифистской фразеологии произведений об империалистической войне. Второй роман Р. — «Nach Krieg» (После войны) — был написан им уже после вступления в компартию (напечатан в 1930) и носит на себе глубокие следы перестройки сознания Р. «После войны» является сюжетным продолжением «Войны», но во многом по существу ее опровержением. В то время как в «Войне» фронт изображен как единое целое, солдаты даны в изоляции от трудящегося населения страны, «После войны» показывает классовую борьбу внутри армии, связанную с классовой борьбой в стране. Ренн решительно разоблачает систему коррупции, гнили в вильгельмовской армии; разоблачает социал-демократию. Его герой окончательно разочаровался в сметенном ноябрьской революцией монархическом строе и в старой армии; но он не находит пути к революционному движению, остается на распутьи — так кончается «После войны». Оба романа Р. замечательны своей простотой. «После войны» в художественном отношении стоит гораздо выше «Войны»: преодолев свою прежнюю объективистскую установку, Р. сумел сделать свой второй роман по-боевому заостренным против социал-демократии. В течение последних лет Р. почти не писал художественных произведений: его книжка «Russlandfahrten» (Поездки по России, 1932) — скорей очерки полугазетного типа. В 1929—1932 Ренн работал в Союзе пролетарско-революционных писателей Германии в качестве одного из руководителей Союза и одного из редакторов его органа «Linkskurve». В конце 1932, еще при правительстве Шлейхера, он был арестован во время полицейского налета на Марксистскую рабочую школу, в которой он преподавал, но вскоре был освобожден. После фашистского переворота его арестовали
630 вторично и приговорили к 21/2 годам тюремного заключения «за подготовку к государственной измене». Библиография: II. Ренн Л., О предпосылках к моей книге «Война», «Вестник иностранной литературы», 1929, № 6; Биха Отто, Солдат и горняк, «Литература мировой революции», 1931, № 2—3; Мотылева Т., Людвиг Ренн, «Рост», 1933, № 15; Biha O., Der Soldat u. der Kumpel, «Linkskurve», 1930, № 11. Т. Мотылева