Липе [1890—] — современный еврейский советский поэт и драматург. С самого начала Октябрьской революции занимается педагогической деятельностью в еврейской советской школе на Украине. В 1927—1928 Р. стоял во главе еврейской националистической мелкобуржуазной лит-ой группы на Украине «Boi» (Стройка), близкой по своей лит-ой платформе к «Перевалу», — группы, испытавшей большое влияние мелкобуржуазного гуманизма и национализма. В 1929, после распада группы, Резник выступил с резкой критикой ее установок в целом и своих ошибок в частности. На первом этапе своего поэтического творчества [1919—1924] Резник — яркий представитель символистского течения в послеоктябрьской еврейской поэзии. В холодно-изысканных, сугубо-символистских библейских образах Р. отражал внутреннюю растерянность еврейской мелкой буржуазии в первые годы революции, ее скорбь и бессилие. Видный советский педагог, Р. сознавал великую созидательную силу новой пролетарской культуры, но воспитанный на старой еврейской культуре, поэт в ранний период своего творчества не смог отрешиться от мелкобуржуазно-индивидуалистического, а иногда и националистического восприятия революционных событий. Его начальный путь — путь индивидуалиста-скептика, все внимание которого обращено на гибель старого, скептика, меланхолично созерцающего свою отрешенность от революционной борьбы. Особенно ярко выражены настроения безвыходности и обреченности в поэме «Гулкие ночи» [1922]. Однако под влиянием успехов социалистической реконструкции Р. начал постепенно приближаться к действительности.
584 С 1925 в творчестве Р. намечается перелом. Он пишет прекрасные поэмы «Броневик», «Гроза» (о захвате Киева красными войсками), стихи о пионерах и комсомольцах («Олимпиада»), о путешествии по Кавказу и Поволжью, о Москве, о Ленине, о Красной армии. В этих произведениях, проникнутых глубокой любовью к новой строящейся советской жизни, Резник отчасти пользуется еще образами символистскими. В пьесе «Восстание», написанной Резником в 1927 (в том же году поставлена московским Госетом), в образах полуреалистических, полусимволистских показана борьба колониального народа с империалистическими угнетателями. Эта пьеса при всех своих недостатках (отсутствие конкретного реального подхода, чрезмерная абстрактность) выявила несомненный драматургический талант Резника. В следующей пьесе «Последние» Р. уже дает реалистический показ мелкобуржуазной семьи в условиях реконструктивного периода. В 1933 шла с большим успехом в украинском и белорусском Госетах историческая пьеса Р. «Рекруты» — о еврейском местечке в эпоху Николая I (лит-ая и сценическая обработка нескольких пьес еврейского классика XIX в. Аксенфельда). Стихи Р. последнего времени [1930—1934], изредка появляющиеся в журналах, новая книга стихов — «Ganz fri» (Рань, 1935) — свидетельствуют о все большем творческом приближении этого своеобразного поэта, долго блуждавшего по ложным путям, к действительности страны, строящей социализм. Библиография: I. Стихи: In bleiche ufgangen (Бледные всходы), Киев, 1921; Samet (Бархат), Киев, 1922; Heim (Родина), Харьков, 1929. Пьеса: Ufstand (Восстание), Киев, 1928. II. Литваков М., In umru, т. II, М., 1925; Бронштейн Я., Atake, Минск, 1931. Я. Осипов