Значение слова РАЕВСКИЙ в Литературной энциклопедии

Что такое РАЕВСКИЙ

Владимир Федосеевич [1795—1872] — поэт-декабрист. Р. в семье одного из богатейших помещиков Курской губ. Первоначальное воспитание получил в Московском университетском благородном пансионе, затем в Дворянском полку при 2-м кадетском корпусе, по окончании к-рого участвовал в заграничных походах 1813—1816. Жизнь в Европе способствовала более глубокому пониманию Р. язв аракчеевской России: гнета крепостничества, принижения личности, жестокости нравов, невежества. За границей Раевский внимательно изучал Монтескье, Руссо и др. буржуазных мыслителей. Усиление реакции заставило его выйти в отставку. Раевский вступил в «Союз благоденствия» и позже в «Южное тайное общество», где он занимал наиболее радикальные позиции. Был арестован в 1822, задолго до конечного взрыва декабристского движения, по обвинению в агитации среди солдат егерского полка, в котором командовал ротой. Деятельность Р. как члена «Южного общества» протекала гл. обр. в Кишиневе, где жил тогда в ссылке Пушкин. Раевский быстро занял первое место в группе кишиневских друзей поэта. Политический агитатор, заговорщик, поэт, разносторонне образованный человек, Р. пользовался несомненным влиянием на Пушкина. По свидетельству Липранди, первое

503 чтение «Певца в темнице» Р. сильно взволновало Пушкина. Влияние постоянных бесед Р. с Пушкиным о необходимости национального содержания в русской поэзии, равно как и образов из русской старины в столь понравившемся Пушкину «Певце в темнице» несомненно сказалось в пушкинской «Песне о вещем Олеге» и неоконченных набросках его о Вадиме. С 1822 по 1827 Раевский находился под следствием в Тираспольской крепости, где его дело рассматривалось в четырех комиссиях. Предусмотрительность Раевского, позаботившегося об уничтожении улик, и его твердость на суде не помешали обвинить его в «злонамеренном» «образе мыслей». Дело закончилось в 1827 ссылкой Раевского в Сибирь, где он пробыл до 1858. Р. — не только первый декабрист, но и первый поэт-декабрист, незаслуженно забытый историками лит-ры. Правда, из написанного Р. сохранилось мало: опубликовано всего несколько стихотворений, написанных в тюрьме и ссылке. Они ценны как наиболее ранние образцы гражданской поэзии декабристов, получившей в Р. своего непримиримого и твердого выразителя. Поэзия Р. отличается прежде всего революционным характером, решительным утверждением гражданского долга как основного содержания жизни и творчества. Главный противник Р. — бессмысленно жестокий режим, угнетающий народ: «Как истукан немой, народ Под игом дремлет в тайном страхе: Над ним бичей кровавый род И мысль и взор казнит на плахе». Этот мотив осознания покорности народа поработителям роднит Р. с другими писателями-декабристами, так же как и патриотизм, стремление к национальной самобытности, обусловившее интерес Р. к прошлому России, очагам свободы — вольному Новгороду и Пскову, утверждение образа полулегендарного героя свободы — Вадима. Популярные в лит-ре того времени любовные мотивы не привлекали Р., видевшего в любви едва ли не измену основному делу: «Оставь другим певцам любовь:

Любовь ли петь, где льется кровь...» («К друзьям в Кишиневе», 1822). И только когда в любимой женщине он увидел спутницу в борьбе, «упал с души его свинец». Лишенный свободы, Р. пересылает завет борьбы своим друзьям — и среди них прежде всего Пушкину — поспешить на помощь восставшим грекам. В стихах, посвященных дочери (А. В. Раевской, 1846), Р. передает свое дело в ее руки и через нее — в руки потомства и требует помнить о муках людей, угнетенных рабством, и о том, «...Кто их сковал железною рукой, И заклеймил и рабством и позором». Тяжесть жизни в ссылке не сломила революционного духа бойца: Р. стойко пронес через все мучения мысли и чувства революционера. Мотивы поэтического творчества Р. были типичны для левого крыла декабристов, возглавлявшегося Рылеевым, и вместе с тем отличны от творчества Кюхельбекера, Одоевского и др., менее последовательных в своем рев. мировоззрении поэтов-декабристов.

504 Р. прежде всего — политический лирик. Его лирические «думы» и «послания» согреты и поныне не потерявшим ощутимость чувством. Библиография: I. Заметки В. Ф. Раевского, написанные им в Сибири в 1844, «Русская старина», 1873, III; Стихотворения, там же, 1877, X; 1890, V; 1903, IX (ср. Поэты-декабристы, сб. под ред. Ю. Н. Верховского, М.—Л., 1926); Письма к сестре В. Ф. Поповой (1859—1865), там же, 1903, IV, и к дочери В. В. Ефимовой (1856), там же, 1903, IX; Оксман Ю. Г., Из писем и записок В. Ф. Раевского, «Красный архив», т. 6 (13), М., 1925 [письма к К. А. Охотникову (1820—1821) и к А. Г. Непенину (1822), записка «О солдате»]; Послание Г. С. Батенькову (1815), сб. «Атеней», III, Ленинград, 1926. II. Семевский В. И., Политические и общественные идеи декабристов, СПБ, 1909 (гл. V о Р. как пропагандисте); Щеголев П. Е., Декабристы, Москва — Ленинград, 1926 (статьи: В. Ф. Раевский, Возвращение декабриста, В. Ф. Раевский в 1858); Гофман В., Литературная практика декабристов, «Литературная учеба», 1933, № 1. III. Восстание декабристов. Библиография, составил Н. М. Ченцов, ред. Н. К. Пиксанова, Москва — Ленинград 1929. Т. Эвентова

Литературная энциклопедия.