рассказчик, показывающий раек — панораму с картинами, преимущественно лубочного характера, первоначально религиозного (откуда название панорамы), позднее самого разнообразного содержания. Роль Р. состояла не только в показывании картин, но и в даче пояснений к ним и зазывании публики, чем он приближается к балаганному «старику», или «деду». Собирая своими прибаутками и скороговорками зрителей, толпившихся у балаганов в ожидании зрелища и плативших по копейке «с рыла» за удовольствие посмотреть на картинки, Р. развлекал их, передавая содержание картин, не без остроумия, хоть и весьма примитивно, подчас затрагивая политические темы (если поблизости не было полиции): «Подходи, люд честной, люд божий,
Крытый рогожей,
За медный пятак
Покажу все этак и так.
Вот французский город Париж,
Приедешь — угоришь.
Ономедни и самому сенатору Гомбету
Подали карету.
Дескать, проваливай» (Лейферт А. В., Балаганы). Сжатая, но образная речь Р., перемешанная острым словцом, пересыпанная метафорами, эпитетами, омонимами, повторениями, сравнениями, дала свой особый и раешный стиль, рифмованную прозу, близкую стиху народной драмы ( см .) и речи Петрушки — героя кукольного театра. Раешный стих вызывал много подражаний в лит-ре, в свою очередь испытывая ее воздействие: таковы «Сказка о попе и о работнике его Балде» Пушкина, некоторые стихотворения Д. Бедного и др. В конце XIX в. роль Р. меняется, переходя целиком в репертуар народного театра. В годы революции раешный стих как форма народного творчества проникает в агитационные пьесы, стихи и т. п.; в многотиражках и стенгазетах раздел «Р.» — одна из наиболее популярных форм сатиры и юмора. Библиография: См . « Драма народная ». Н. Комовская