Жаку [Jaquou Jansemin — на гасконском диалекте; Jaussemin — Жаусемин — на лит-ом провансальском яз.; Jasmin Jacques — Жасмэн Жак — по-французски, 1798—1864] — провансальский поэт-ремесленник, писавший на гасконском наречии, по профессии — цирульник, живший в г. Ажене. Непосредственный предшественник фелибров (см.) . Внук нищего, сын горбуна-портного и калеки-матери, обремененных многочисленным потомством, Ж. в раннем детстве сопутствовал отцу, когда тот отправлялся на свой «отхожий промысел» бродячего певца-импровизатора. Пробыв некоторое время в семинарии, Ж. становится парикмахером. К этому времени относят его первые поэтические опыты. После ряда неудачных попыток поэт находит себя в сентиментальной, мелодраматической народно-бытовой поэме, в к-рой достигает, путем величайшего напряжения творческих сил, высокого, изумительного
155 подчас совершенства (драматичность, разнообразие ритмов, мелодика, красочность, словарь). Он очищает свой гасконский язык от наслоений французского, укрепляет в нем сочный, заимствованный у местного крестьянства лексикон и обогащает его естественным словотворчеством по аналогии. Наиболее цветущая пора творчества Ж. приходится на 30-е и 40-е гг., эпоху между Июльской и Февральской революциями, насыщенную организационными и идеологическими исканиями французских трудящихся масс. Эти искания нашли себе, в частности, выражение в появлении ряда поэтов из среды рабочих и ремесленников. На юге Франции эти поэты были первыми пионерами литературного провансальского яз. в его новой, народной форме [Шарль Понси (см.) , Луи Пелабон, Луи Астуэн, Жан Ребуль (см.) ]. Они писали на различных «патуа», местных диалектах. Самым выдающимся представителем этой ремесленнически-рабочей po?sie patoise был Ж. В 1830 появляется поэтическая семейная хроника Ж. «Mous Soubenis» (Мои воспоминания), высокохудожественная поэма нищего детства. В 1836 он печатает «Abuglo de Castel Cuilli?» (Слепая из Кастель-Кулье), в связи с к-рой Ламартин его назвал «Гомером пролетариев» (Лонгфелло мастерски перевел ее на английский яз.). В 1842 его поэма «Франсунето» — сельская драма из эпохи религиозных войн — была восторженно встречена как Тулузской академией, так и тулузскими рабочими. В 1845 появляется его «Martro l’Inoucento» (Марта Юродивая), история юродивой нищенки. За ней следует «Lous dus bessous» (Два близнеца), — новая трактовка старого сюжета о братьях-соперниках, в духе взаимной любви и самопожертвования. В ответ на выступление одного из своих покровителей с указаниями на обреченность гасконского наречия Ж. выступает с горячей отповедью «Г-ну депутату-министру Лафону, осудившему наш гасконский язык на смерть». В ней он формулировал настроение трудовых масс южной Франции в отношении родного яз.: A co’s la lengo del Trabal (это — яз. труда), в отличие от французского яз. — la lengo des Moussus (языка господ). Ж. подчеркивает в своих стихах, что он «остается всегда весел и беден». Но на деле поэт с годами меняется. Своим происхождением связанный с провинциальным люмпенпролетариатом, по своей профессии, в известной мере — с личным услужением и торговлей мелкой парфюмерией, Жансемин рано подпадает под влияние духовенства. Он начинает воспевать «духовный подвиг» и «Caritat» (милосердие), благотворение, как панацею от общественных зол, в его представлении к тому же тесно связанную с религией. С другой стороны, Ж. делает из своих стихов предмет торговли «сувенирами» для знатных туристов и любителей экзотики. Свои сборники он нарочито называет «Papillotos» (Папильотки), подчеркивает, что они составлены «куафером» и приводит о них
156 лестные отзывы. Церковь, высокопоставленные покровители, академики и власти содействуют его успехам. Сколотивши капиталец, Ж. становится собственником, обзаводится усадьбой с виноградником и плодовым садом [1845]. «Ma Bigno» (Мой виноградник) — лебединая песнь его поэтического творчества. Это — гимн сельской собственности, почившей на лаврах былого труда, гимн тихой житейской пристани, обрамленной покойным пейзажем. Теперь он становится проводником охранительных идей. В «Моем винограднике» и в «Городе и деревне» (Bilo ? Campagno) Ж. удерживает крестьянство от тяги в город, зараженный «новым духом», и призывает крестьянство покрепче сесть на землю. С гордостью он называет свою музу «хуторянкой», с гордостью отмечает, что первый из нищенского рода включен в списки налогоплательщиков — стал цензовиком в монархии ценза. В 1847, накануне Февральской революции 1848, Ж. печатает стихотворение «Богатый и бедный» с подзаголовком «Лжепророки», где обрушивается на тех, кто призывает к революции или сигнализирует ее приближение, и где пытается примирить социальные противоречия филантропией. После Февральской революции творчество Ж. иссякает. Ж. — первый крупный народный эпик Франции. Творчество Ж. имело сильное и непосредственное влияние на Руманиля (см.) и Мистраля (см.) и на поднятое ими движение фелибров, стремившихся к возрождению провансальского лит-ого яз. в его новой народной форме. Библиография: I. Las Papillotes de Jasmin, coiffur, I—IV, Agen — P., 1835—1863; Jasmin Jacques, ?uvres compl?tes, P., 1889. II. Lavergne L?once, Fran?ounetto, po?me par Jasmin, «Revue des Deux Mondes», 1842, t. I; Labitte Ch., Marthe la Folle, po?me par Jasmin (в том же журнале), 1845, t. II; Mazade Charles, Les Deux Jumeaux, par Jasmin (в том же журнале), 1846, t. IV; Sainte-Beuve С.-A., Jasmin, «Portraits contemporains», v. II, P., 1852; Его же, Jasmin, «Causeries du Lundi», v. IV, P., 1859; Treveret, Le po?te Jasmin, «Rec. Acad. Bordeaux», 1866; Rabin L?on, Jasmin, sa vie et ses u0153uvres, P., 1867; Montrond, Jasmin, po?te d’Agen, P., 1867; Andrieux J., Jasmin et son u0153uvre, P., 1882; Ripert Emile, La Renaissance proven?ale, P. — Aix, 1918, pp. 334—347; Соловьев С. В., Очерки из истории новой французской и провансальской литературы, СПБ., 1914, стр. 207—219. См. также: Longfellow, Poetical Works. Ал. Дробинский