Палеоазиатские народы (чукчи, коряки, ительмены, гиляки, юкагиры, кеты и др.) до сих пор не имели своей письменности. Словесность их исчерпывается устным творчеством. В фольклоре палеоазиатов отразился их социальный строй. Напр. гиляки живут родами: духи, по их верованиям, также живут родами. В фольклоре гиляков часто фигурируют старик, старуха, указывающие дорогу, подающие советы. Эти функции стариков в фольклоре являются отражением их роли в социальной жизни гиляков. В чукотском фольклоре весьма характерны зачины многих сказок: «Жил человек одинокий на тундре, ходил кругом, промышлял оленей»; «Жила женщина, не знавшая людей, ходила по тундре, собирала съедобные корни». Повествуется также о том, как мужчина и женщина соединились вместе и основали общее хозяйство с двойными запасами. О приниженном положении северной женщины свидетельствуют чукотские пословицы: «Будучи женщиной — молчи; Будучи женщиной — глодай кости», и др. Фольклор палеоазиатов содержит в себе крайне причудливые образы. Сюжеты народных произведений обычно составляют борьба разных морских чудовищ, как например оборотней, плавающих летом в море под видом касаток, а зимой преображающихся в волков и нападающих на оленей; подвиги великих шаманов-китов, людей-невидимок, разных неведомых стран с «небесными воротами»; подвиги могучих витязей и пр. Лирика наиболее развита у гиляков и юкагиров; основной мотив ее — воспевание любви. Лирика некоторых палеоазиатов, как напр.
404 юкагиров, пришла в соприкосновение с русской народной песней и породила особый вид лирических песен, так называемую «андыльщину», т. е. полуимпровизированную любовную песню. Своеобразен героический эпос палеоазиатов, в особенности чукотский. Это полулегендарные повествования о племенной борьбе чукчей с эскимосами и коряками, в союзе с к-рыми выступали русские. Сохранилось много преданий о битвах с русскими в XVIII в. Многие герои чукотских сказаний до сих пор живы в народной памяти, они противопоставляются остальной массе действующих лиц повести. У гиляков, наоборот, эпос безымянный: героем его является коллектив — род. Палеоазиатские сказки импровизируются и распространяются специальными сказочниками, из к-рых многие овладели искусством сочетания нескольких сказок в один длинный сказ. В устном творчестве палеоазиатов трудно отделить элементы личного творчества от коллективного, все же роль рассказчика, нанизывающего одну сказку на другую и создающего целую эпопею, — огромна. Современный фольклор палеоазиатов еще далеко не собран и не разработан. В 1932 Научно-исследовательской ассоциацией Института народов Севера создан алфавит для палеоазиатских языков; приступлено к изданию учебников и партийно-массовой литературы (переводной). В течение 1932—1933 изданы буквари, а для чукчей, коряков и гиляков — также разные учебники для первого года обучения, книги для чтения и ряд партийно-массовых брошюр. В течение 1934 будут изданы учебники для второго года обучения. Библиография: Богораз В. Г., Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе, ч. 1. Образцы народной словесности чукоч, СПБ, 1900; Его же, Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, «Известия Академии наук», 1899, № 3, т. X, стр. 269 и сл.; Штернберг Л. Я., Материлы по изучению гиляцкого языка и фольклора, т. I. Образцы народной словесности, ч. 1 — Эпос, СПБ, 1908; Иохельсон Б. И., Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе, ч. 1 — Образцы народной словесности юкагиров, СПБ, 1900; Опись фольклорных и лингвистических материалов Б. И. Иохельсона, хранящихся в Азиатском музее Российской академии наук, «Известия Академии наук», 1918, стр. 1979 и сл.; Лучший общий очерк палеоазиатской литературы В. Г. Богораза; Народная литература палеоазиатов. Литература Востока, Сборник статей, вып. I, II, 1919, стр. 50—68; Богораз В. Г., Классовое расслоение у чукоч, «Советский Север», № 10, 1931; Его же, Классовое расслоение у чукоч-оленеводов, «Советская этнография», № 1/2, 1931; Указатель литературы, изданной на языках народов Севера в 1931—1933 гг., изд. Института народов Севера при ЦИК СССР, Л., 1934. Н. П.