Альдо [Aldo Palazzeschi, 1885—] — итальянский поэт. Р. в крупнобуржуазной семье во Флоренции. В 1905 дебютировал сб. «I cavalli bianchi». Палацески примыкает к футуризму ( см .), занимая однако в среде поэтов-футуристов несколько обособленное место в силу своей не свойственной другим итальянским футуристам склонности к гротескной обработке тем. П. — автор ряда пьес («Fontana malata», «Oro, Doro, Odoro,
403 Dodoro», «Ara, Mara, Amara» и др.), вызвавших значительный интерес, вошедших в сб. «Riflessi» [1908], «Poemi» [1909], «L’incendiario» [1910, 2-е изд. — 1913]. Для П. характерна забота о чисто внешнем поэтическом мастерстве; его произведениям присуща известная мелодичность, сочетающаяся со свободным отношением к ритму, увлечением звукописью и т. п. Среди итальянских футуристов П. пожалуй наиболее значительный художник слова. В 1911 П. издал свое первое прозаическое произведение «Il codice di Perel?». В 1914 П. порвал с футуризмом; годы 1911—1920 были для него совершенно бесплодны. Увлечение католицизмом не миновало П. После долгого молчания в 1920 вышло «Due imperi... mancati». Попытки П. морализировать превращают его легкий юмор в нечто тяжеловесное и неуклюжее. От футуризма к мистицизму — таков путь П., весьма типичный для представителя загнивающего итальянского капитализма. В последней своей книге («Piramide», 1926) П. пытался дать сатирический показ современности; однако, стоя обеими ногами на почве буржуазной действительности, он бессилен подняться до подлинно сатирического раскрытия ее. Его метод — не столько сатира, сколько ирония, не способная заслонить безнадежную разочарованность автора. Библиография: II. Vossler К., Die neuesten Richtungen der italienischen Literatur, Marburg, 1925. Д. М.