Платон Алексеевич [1893—] — якутский писатель и общественный деятель. Сын крестьянина-бедняка. В 1917 окончил Якутскую учительскую семинарию. После Февральской революции вступил в ряды ВКП(б). По ликвидации колчаковщины руководил работой по организации советской власти на местах. С 1922 по 1925 — председатель ЦИК ЯАССР. В 1927 — наркомпрос ЯАССР. С 1928 по 1931 возглавлял Якгиз и местные научно-исследовательские организации. С 1931 учится в Институте национальностей в Москве. О. — первый якутский революционный писатель, выдвинутый Октябрем. В период гражданской войны песни Ойунского распевались в Якутии бойцами за советскую власть. Прекрасными образцами якутской революционной поэзии являются его стихи: «Да укрепится победа», «Власть советам», «Железный конь», «Китайскому народу», «Заветы орла», «Интернационал» (перевод) и др. Они призывают к борьбе против тоенов-феодалов за социалистическое строительство, проникнуты верой в победу пролетарской революции. Многие песни поэта стали народными. В восстановительный период в творчестве
267 О. преобладают лирические мотивы. В первом крупном произведении писателя — поэме «Красный шаман» (последний перев. в 1929) — сказалось влияние поэзии русских символистов и мистики якутского эпоса. Сюжет заимствован из народной мифологии. В поэме шаман показан борцом за интересы трудящихся и пророком революции. Попытка воплотить революционную идею в архаичную форму устного эпоса потерпела полную неудачу. В дальнейшем О. приближается к реализму. Его пьеса «Большевик» [1927] является наиболее выдержанной в идеологическом отношении пьесой в якутской послереволюционной литературе и знаменует начало пролетарской литературы в Советской Якутии. Написав ряд произведений, наиболее полно отразивших пройденный путь социальной борьбы широких трудящихся масс в Якутии, Ойунский однако не создал еще произведения, созвучного эпохе социалистического строительства. От революционной тематики писатель временами отдалялся. На своем творческом пути он моментами переживал чрезмерные увлечения народной мифологией, народным эпосом, объективно принимавшие характер идеализации старины. В повести «Великий Кудангса» (1929—1930, журн. «Чолбон») феодал Кудангса представлен «отцом нации», заботящимся о благосостоянии своего народа: он спасает народ от холода и болезней. Ни на классовый гнет ни на классовую борьбу нет и намека. Из произведений О. следует выделить оригинальные сказки — «олонхо» — в стихах, отличающиеся научным содержанием и формальным мастерством. Позднейшие произведения Ойунского посвящены социалистическому строительству и борьбе с извращениями генеральной линии партии. О. высоко поднял культуру якутского стиха — создал рифмованный, музыкальный, метрико-силлабнческий стих. Особое культурно-политическое значение имеет деятельность О.
268 как председателя Комитета якутской письменности и теоретика по якутскому лит-ому яз. Он также известен как собиратель и исследователь якутского фольклора, историк якутов и их религии — шаманизма. Библиография: I. На русск. яз.: Якутская сказка, ее сюжет и содержание. Сб. трудов научно-исследовательского об-ва «Саха-Кэскиля», Якутск, 1927, № 1 (4); О якутском стихосложении, «Бюллетень Наркомпроса ЯАССР», Якутск, 1929, № 6—8; Сб. стихотворений Якгиз, 1925; Большевик, Пьеса, Якгиз, 1927; Сб. революционных стихотворений, Якгиз, 1927; Материалы о происхождении якутов, журн. «Чолбон», Якутск, 1928, № 4; Дни и годы. О революционном движении в Якутии, журн. «Чолбон», № 4—7, 1928; Туйарынса-Кур, Поэтическая драма, 1930; О шаманизме и религии, Якгиз, 1930; Великий Кундагса, Якгиз, 1930; Нюргун-Ботур, сказка-олонхо, 1930—1931. II. Саха-Кан, Якутский язык и литература, «МСЭ», том X, ст. 402—404; Кюнде, Оппортунистический «шум-гам», газ. «Автономная Якутия», Якутск, 1930, № 234; Кулачиков, Буржуазно-национальные тенденции в якутской литературе, «Автономная Якутия», 1931, № 36. Г. Эргис-Гермогенов