якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен - 10-15, а иногда и более тыс. стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями - олонхосутами, среди которых наиболее известны Т. В. Захаров-Чээбий (умер в 1931), Н. А. Абрамов-Кынат (умер в 1941), Д. М. Говоров (умер в 1943) и др. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, часто без инструментального сопровождения. Возникшие в глубокой древности сказания О. отражают черты патриархально-родового строя, межродовые и межплеменные отношения якутов. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя-богатыря: 'Нюргун Боотур Стремительный', 'Кулун Куллустуур' и др. В основе сюжетов - борьба богатырей из племени айыы аймага со злыми однорукими или одноногими чудовищами абаасы или адьарай, защита справедливости и мирной жизни. Для О. характерны фантастика и гиперболы в изображении богатырей в сочетании с реалистическими описаниями быта, многочисленные мифы древнейшего происхождения. Стих О. аллитерационный. Размер стиха свободный, количество слогов в строке колеблется от 6-7 до 18 . Стиль и образная система близки эпосу алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятским улигерам .О. широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей стали нарицательными.
Тексты: Говоров Д. М., Бюдюрюй-бэт мюльджю-бёгё, М. - Якутскай, 1938; Образцы народной литературы якутов, изд. под ред. Э. К. Пекарского. Тексты, [ч. 1], в. 1-5, СПБ, 1907-11; [ч. 2], в. 1, СПБ, 1913; [ч. 3], в. 1, П., 1916; Ястремский С. В., Образцы народной литературы якутов, Л., 1929; Якутский фольклор. Тексты и пер. А. А. Попова, [М. - Л.], 1936; Нюргун-Боотур Стремительный, ред. текста, пер. и комментарии Г. У. Эргиса, Якутск, 1947.
Лит.: Ойунский П. А., Якутская сказка (олонхо), её сюжет и содержание, Соч., т. 7, Якутск, 1962; Пухов И. В., Якутский героический эпос олонхо, М., 1962; Очерки истории якутской советской литературы, М., 1970, с. 13-22.
Ю. Б. Розенблюм.