Значение слова НОДЬЕ в Литературной энциклопедии

НОДЬЕ

Шарль [Charles Nodier, 1780—1844] — французский писатель. Происходил из провинциальной мелкой буржуазии; отец его в эпоху Великой французской революции был председателем революционного трибунала в Безансоне. Революционные настроения юности сменились впоследствии у Н. игрой в революционера, члена мнимых тайных Иллюстрация: Тони Жоано. Иллюстрация к « Сказкам » Нодье [ 1846 ]

145 обществ. В 1802 Н. пишет стихотворный памфлет против Наполеона. Впоследствии стал сторонником Наполеона и получил место в его администрации, но при Реставрации выдавал себя за жертву Империи. Н. написал несколько романов [«Жан Сбогар» (Jean Sbogar, 1818); «Зальцбургский живописец» (Peintre de Saltzbourg, 1803)], но более характерный для него жанр — фантастическая новелла, дробящаяся в «кошмарную» новеллу [«Смарра» (Smarra, 1821); «Лорд Рётвин, или Вампиры» (Lord Rutween, ou Les vampires, 1820)], фейную сказку [«Фея крошек» (La F?e aux miettes, 1832); «Трильби» (Trilby, 1822)] и религиозную легенду [«Легенда о сестре Беатриче» (La l?gende de su0153ur B?atrix)]. B этих произведениях Н. являлся проводником иноземных лит-ых влияний на французскую романтику, поскольку они были ей социально родственны. В 1824 Н. был назначен библиотекарем Арсенала, и его квартира сделалась местом первого объединения французских романтиков («Сенакль»), где преобладали представители дворянской лит-ры 20-х гг. Печатным органом «Сенакля» Н. был журнал «Французская муза» (La muse fran?aise) католического и монархического направления. «Сенакль» Н. сыграл значительную роль в борьбе новой школы против классицизма, но распался к началу 30-х гг., когда после Июльской революции завершилась диференциация дворянского и мелкобуржуазного романтизма. Творчество Н. полно противоречий. Наряду с мистицизмом, продуктом которого является фантастическая новелла Н., y него уживаются материалистические тенденции XVIII в., наряду с реакционными высказываниями — некоторые социальные идеи Великой французской революции («Жан Сбогар»). В противоположность своему лиризму и неистовому разгулу фантастики Н. пользуется ясным, точным, суховатым яз. XVII в. Усвоив ряд романтических особенностей, он сохраняет влияние Кребильона-сына и Стерна. Н. был выразителем тех слоев мелкой буржуазии, к-рые рано разочаровались в революции и всегда с опаской относились к реакции. В своей лит-ой и общественной практике он всегда держался вдали от активно борющихся и никогда в своей оппозиционности к власти не проходил тех границ, к-рые лишают возможности устроиться у нее на службе. В течение 30 лет он был пропагандистом всех лит-ых мод, но не создал ни одного направления. В «свободу» романтиков он вкладывал смысл: свобода не от классических канонов, а от каких бы то ни было лит-ых принципов. Именно поэтому он после распада первого кружка романтиков был в одинаковой степени оставлен как реакционными, так и либерально-демократическими романтиками. Библиография: I. ?uvres de Ch. Nodier, ?ditions Renduel, 12 vv., P., 1832—1834; Жан Сбогар, Вступ. статья И. М. Нусинова, «Academia», 1934. II. Де-Ла-Барт Ф. Г., Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Salomon M., Ch. Nodier et le groupe romantique, P., 1908; Larat J., La tradition et l’exotisme dans l’u0153uvre de Ch. Nodier, P., 1923. III. Larat J., Bibliographie critique des u0153uvres de Ch. Nodier, P., 1923. Ю. Д.

Литературная энциклопедия.