Значение слова НИСТОР в Литературной энциклопедии

Что такое НИСТОР

(псевдоним Пинхуса Кагановича) [1884—] — еврейский поэт и прозаик, глава еврейских символистов. Р. в Бердичеве. Долгое время учительствовал. Первые две книги Нистора — «Думы и мотивы» (Gedanken un motivn, 1907) и «Над землей» (Hecher fun der erd, 1910), — проникнутые националистически окрашенной мистической символикой, в основном выявили характерные черты творчества этого писателя. Более значительным событием в еврейской лит-ре было появление книги стихов «Gesang un Gebet» [1912]. В своеобразных мотивах этой философической лирики сочетались поэтическое

91 утверждение национальной мессианистской «избранности» с бунтом против вековой практики идеализированного еврейского лавочника, торгующего на всех базарах мира своими национально-историческими ценностями. Эта книга, зачинавшая новый этап в истории еврейской поэзии, в дальнейшем оказала заметное влияние на творчество целой фаланги первых еврейских советских поэтов. Она поражала своей необычайной ритмичностью, сложностью инструментовки, четкостью и ясностью образов в отличие от первых книг прозы Н., крайне туманных и запутанных в композиционном отношении. Формально еврейская поэзия впервые была поднята в этой книге стихов на уровень современной ей европейской поэзии. Особенности поэтического слова Нистора наиболее полно сказались в его книжке стихов «Сказки в стихах» (Majselech in fersen), где он дал высокохудожественную разработку национальной детской сказки «о козочке, кошечке и мышке». Эти «Сказки в стихах» вошли в основной школьный фонд еврейской националистической мелкобуржуазной школы. Однако в дальнейшем Нистор выступает преимущественно как прозаик. Он создает особый сказочно-символический жанр, где наряду с символизированными реалистическими образами «старика», «странника», «отшельника», «пьяницы» и др. фигурируют и фольклорные, фантастически-легендарные образы. Сказ, созданный Н. до революции или в первые годы революции (сборники «Gedacht»), отличался националистически окрашенным мелкобуржуазным гуманизмом; в последующие годы революции писатель стремился свой сказ претворить в символику социального освобождения и революционного обновления человека (ряд вещей, собранных в кн. «Из моих владений» — «Fun meine giter»). Однако творчество Н. в течение ряда лет в основном являлось фактором отвлечения от революции ряда молодых писателей, на творчество к-рых он оказывал большое влияние. За последние годы Нистор сделал ряд усилий отойти от символизма: он создал книгу очерков о советской действительности. Эта книга является значительным документом еврейской советской очерковой литературы. Весь творческий путь Нистора был своеобразным выражением пути националистической, мелкобуржуазной еврейской интеллигенции через опыт царской реакции и империалистической войны к националистическому приятию революции. Библиография: I. Gedanken un motivn (стихотворения в прозе), Вильно, 1907; Hecher fun der erd, Варшава, издание «Прогресс», 1910; Gesang un gebet (Lider), Киев, издание «Kunstfarlag», 1912; Majselech in fersen, Киев, 1918, Нью Иорк, 1919, Варшава, 1921; Motivn (сборник), Киев, Гиз, 1922; Gedacht (Собрание произведений последнего периода, в 2 томах), Берлин, 1922. II. Bal-Mach?owes, Geklibene riftn, т. II; Oislender N., Der Nister, в журн. «?trom», 1922, № 1; Litvakow M., «Bicherwelt», Киев, 1919, № l (стр. 22— 25); Reizin Z., Lexikon, том II, Вильно, 1927. И. Нусинов

Литературная энциклопедия.