Значение НАЛЬ И ДАМАЯНТИ в Литературной энциклопедии

НАЛЬ И ДАМАЯНТИ

главные действующие лица знаменитого «эпизода о Нале» (Nalop?khy?na), включенного в третью книгу древнеиндийского эпоса Махабхараты ( см. ) — так наз. «лесной раздел» (Vanaparvan), рисующий жизнь сыновей Панду в изгнании, в лесной пустыне. Центральная тема эпизода — одержимость игрой — имеет свои параллели уже в «Риг-Веде», в молитве игрока к игральным костям («Риг-Веда») X, 34). Точно так же имя героя эпизода — Наля — упоминается уже в одном из древних брахман — в «Брахмане ста путей». Так. обр. эпизод этот принадлежит очевидно к более древним элементам Махабхараты; это подтверждается и тем, что из богов в нем фигурируют лишь древние ведийские божества — Варуна, Индра, Агни, а не Вишну или Шива. Вместе с тем по простоте и ясности сказа, по мастерству развития фабулы, по тонкости психологического рисунка, по изяществу и убедительности образов эпизод о Нале принадлежит к лучшим образцам эпической поэзии в мировой литературе. Эпизод «Н. и Д.» подвергся бесчисленным переработкам в новоиндийских лит-рах и рано [с 1819] освоен европейскими литературами; однако ни один из многочисленных переводов на европейские языки не адэкватен подлиннику. Библиография: I. Русск. перев. — Жуковский В., Наль и Дамаянти (гексаметром) — с немецкого пересказа Рюккерта (книттельферсом), очень неточен, переиздавался много раз в «Собр. сочин.»; Эпизод из Магабараты, поэмы мудреца Вьяса, перев. с санскритского Игн. Коссович, М., 1851. См. «Индийская литература», «Махабхарата». Р. Ш.

Литературная энциклопедия.